ДНИ ОСОБЫХ ПОМИНОВЕНИЙ УСОПШИХ

ИСТОЧНИК

ГОЛГОФА и КАНУН.

На фотографии – момент богослужения Родительской субботы.
Так называется особый день, посвященный воспоминанию наших почивших близких. Первоначально название Родительская суббота, конечно, произошло оттого, что в этот день дети поминали своих покойных родителей. Сегодня Родительская суббота – день особого всецерковного поминовения о всех усопших православных.

Почему суббота? Потому что именно в субботы с древности было заведено поминать усопших. День воскресный, по самому названию, говорит о жизни, о жизни, вливающейся в нашу душу, о жизни преизбыточествующей и торжествующей. Поэтому поминание усопших в воскресенье сокращается, минимализируется. Суббота же – день, в который Сам Спаситель наш был во Гробе; суббота – день покоя, в который Бог Творец «почил от всех дел Своих» (Быт. 2:3). Так что, кажется, самой историей своей суббота назначена к тому, чтобы мы вспомнили отшедших от сей привременной жизни любимых наших и молились о упокоении их со святыми.

Каждая суббота в богослужебном Уставе назначена для поминания усопших. Но есть в году такие субботы, которые сугубо, то есть особо, посвящены поминанию усопших. Это пять так называемых Вселенских панихид, или Вселенских родительских суббот, и еще несколько дней особенного поминания усопших.
Перечислим их в хронологическом порядке, по ходу Богослужебного года.

ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Мясопустная суббота.

Это суббота перед Мясопустной седмицей. Незнакомому со строем церковного календаря читателю все эти слова и выражения кажутся китайской грамотой. Однако, если мы разберемся, какой день так называется, все станет просто и понятно. Мясо-пустная седмица – это седмица (неделя), в которую опускается мясо. Это неделя, предшествующая Масленице. Перед Масленицей мы еще едим мясо, но потом только сыр и молоко, а потом… 40 дней Великого поста, да еще 6 дней Страстной седмицы. И лишь после этого – Пасха.

То есть, Мясопустная неделя – это последняя неделя, как говорили в старину, мясоеда. Потом мясо опускается. И вот в субботу перед этой неделей мы как раз и служим Родительскую субботу.

А почему в этот день? Потому, что воскресенье перед Масленицей называется Неделей о Страшном Суде. Когда, как не перед днем, в который вспоминается Страшный Суд, уместнее всего помолиться о наших покойных?

ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста

В эти дни совершается торжественное поминание усопших. Оно установлено Церковью, чтобы не лишить усопших молитвенного предстательства во дни Великого поста, так как в это время невозможны обыкновенные ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), соединенные с совершением полной Литургии, которая в Великий пост положена только по субботним и воскресным дням.

ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Радоница

Радоница, то есть день радости для усопших, приходится на вторник Фоминой седмицы. Отметим, что это уже не суббота, а вторник. Почему? Потому, что в день Пасхи и во всю Пасхальную седмицу поминать усопших в храме не разрешается. И вот в первый раз их можно поминать на второй неделе после Пасхи, на Фоминой седмице (посвященной Апостолу Фоме).
Вторник этой седмицы и предназначен для торжественного поминания наших усопших.

ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Троицкая Родительская суббота

Оно совершается в субботу перед праздником Пятидесятницы (Святой Троицы). Установление этой памяти уходит к апостольским временам. Как Мясопустная суббота предваряет память Страшного Суда и начало Великого Поста, так Троицкая суббота предваряет раскрытие во всей силе Царства Христова в день Пятидесятницы.

В России приняты и еще два дня нарочитого поминания усопших:

ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Димитриевская родительская суббота

Поминовение усопших перед 26 октября (по старому стилю), днем св. великомученика Димитрия Солунского, установлено в 1380 году великим князем Димитрием Донским для поминовения воинов, павших на Куликовом поле в битве с Мамаем 8 сентября 1380 г. Однако со временем эта суббота сделалась на Руси днем особого церковного поминовения всех усопших в вере.Совершается эта родительская суббота, в соответствии с новым стилем, в первой половине октября.

ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: День поминовения усопших воинов

В 1994 году Русской Православной Церковью был установлен и еще один день нарочитого поминовения усопших. Это суббота перед 9 мая, Днем Победы в Великой Отечественной Войне 1941–1945 гг. По уже сегодняшней традиции, для удобства верующих, поминание с субботы накануне 9 мая переносится на сам день 9 мая.

Последний день поминовения показывает, что на наших глазах творится церковная история. Сегодня мы вспоминаем всех воинов, «за веру и отечество погибших», 9 мая, а до революции для поминания павших на полях сражений воинов был назначен иной день. Указом императрицы Екатерины II этим днем стал считаться праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября (в память войны с турками и поляками в 1769 году). Сегодня особые панихиды по воинам служат в немногих храмах, да и мало кто из верующих помнит об обычае екатерининской поры. Хотя... нынешняя история связала день 11 сентября с другим страшным событием, произошедшим на другой стороне земного шара, в Нью-Йорке…

ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: день смперти человека.

И, конечно, поминая покойных, мы не можем не вспоминать еще одну дату. Это ежегодное воспоминание дня смерти человека. День смерти – это день рождения в новую жизнь. По-человечески понятны и скорбь, и слезы. День смерти близкого нам существа – день потери… Но то, что по земным меркам кажется потерею, для вечности, для Неба есть обретение.

Когда наши близкие покидают нас, они присоединяются к сонму небожителей. Ежегодно вспоминая день смерти близкого нам человека, давайте будем помнить, что, умерев для этого мира, человек родился для иной жизни... «Поэтому-то ежегодно совершается родственниками память по умершему, в знак того, что он жив и бессмертен по душе, и некогда совершенно обновится, когда Создатель восхощет и воздвигнет его тело» (св. Симеон Солунский).

Но вернемся к теме церковного поминания. В день поминания верующие люди приносят в храм не только записки с просьбой помянуть почивших, но и… продукты питания. Зачем? Об этом позже.

* * * * * * *

В настоящем фотоальбоме мы говорим о Голгофе и кануне.
Голгофой называется изображение Распятия Христова.
Канун – специальный столик, на который ставятся свечи с поминанием усопших.
Именно возле Распятия мы молимся за усопших, служим панихиды, заочные отпевания.

На фотографии – священник служит панихиду. Дословно с греческого слово панихида переводится как всенощное бдение. В древности молитву о покойных совершали вечером, на всенощных службах. Позже панихида как особое моление об усопших выделилась в самостоятельную службу…

* * * * * * *

Панихида состоит из целого ряда умилительных песнопений, в которых мы обращаемся к Богу с просьбой помиловать человека, вселить его с праведными, – ектений с подобными прошениями. Об этом смотри фотоальбом: ПАНИХИДА. ШАГ ЗА ШАГОМ (фотоальбом будет размещен весной 2010 года).

Часто на панихиду приносится кутия: сладкая каша из зерен с изюмом, орехами, цукатами и проч. Являясь своего рода малой трапезой в память усопшего, «кутия служит напоминанием для молящихся о том, что молитву об усопших необходимо соединять с делами милосердия, в частности, с питанием служителей Церкви, неимущих, друзей и сродников почившего (святитель Афанасий (Сахаров)). По толкованию отцов Церкви, кутия имеет и символическое духовное значение. Она видом своим напоминает, что «человек, как семя, как пшеница [кутия делается из зерен], опять восстанет Божественною силою и, как бы проросший, приведен будет ко Христу, живым и совершенным» (св. Симеон Солунский).

Мед же или сахарный сироп (кутия – каша сладкая) означает наслаждение усопшего вечными благами Богообщения.

Надо сказать, что чаще в наши храмы приносится не кутья, а обычные продукты, купленные в ближайшем магазине. Откуда эта традиция?

В древности начиная с 4-го века существовал обычай в память об усопшем устраивать раздачу милостыни. На Востоке с просьбой помолиться об усопшем раздавали хлеб, вино, сыр, маслины и проч. Также существует и сегодня благочестивая традиция приносить в храм и оставлять там с просьбой помолиться об усопшем различные продукты. Однако часто такие приношения делаются неохотно, как бы в одолжение. Приходится встречаться с грустной практикой, когда, вероятно, по принципу на тебе, Боже, что нам негоже в храм приносят просроченные или даже очевидно испорченные продукты. Это совершенная правда. И дело не только в скупости иных прихожан, просто многие бедные церковные старушки покупают продукты на дешевых распродажах (а там часто реализуется испорченный товар) или приносят в храм то, что хранилось у них в кладовке и 10, и 20 лет. В нашей пономарке не переводится чай (грузинский и азербайджанский) 1980-х годов, как мы его называем, «чай из детства», который бабушки регулярно приносят на панихиду. А сколько раз консервы, принесенные домой или в трапезную, взрывались…

Как отнестись к таким «жертвам» прихожан? Как к милой наивности или как к греху жадности и безответственности? Знают ли бабушки, что некоторые священники вообще не рискуют брать домой принесенное на панихиду, потому, что в их семьях от принесенной снеди травились дети?

Если мы жертвуем на помин души наших дорогих сродников, мы должны жертвовать качественные продукты. Не одни булки или сухари, но те продукты, которые употребляем сами, ведь не питаются же сами приносители только одним хлебом.

* * * * * * *

На фотографии – молодой человек молится возле Голгофы. О поминании усопших подробно можно прочитать в нашей книге ЖИЗНЬ ЗА ПОРОГОМ СМЕРТИ, однако кое-что приведем и здесь.

Несколько слов скажем о установившемся сегодня обычае поминовения новопреставленных христиан в 3-й, 9-й и 40-й дни по смерти, а также в годовщину смерти.

В благочестивой литературе позднего времени можно встретиться с мнением, что до третьего дня душа обычно пребывает на земле. Она имеет возможность посещать близких и родственников. После третьего дня и до девятого душа в сопровождении Ангела посещает обители рая. С девятого по сороковой – душа находится в адских местах. И, наконец, на сороковой день Господь упокоевает душу в том состоянии (адском или райском), для которого она готова.

Но Древней Церкви такое изъяснение 3-го, 9-го и 40-го поминальных дней было неизвестно.

Памятник 4-го столетия – Апостольские постановления (кн. 8, гл. 42) – рекомендует совершать поминовения усопших «во псалмах, чтениях и молитвах» на третий день после смерти нашего ближнего – ради Господа Иисуса Христа, «воскресшего в третий день по Писанию». Этот же древнецерковный документ предписывает совершать поминовение усопших и на девятый, и на «сороковой день после смерти, по древнему обычаю», ибо так оплакивал и израильский народ великого Моисея.
Творить поминовение усопших на третий день после смерти повелевает и св. Исидор Пелусиот (370-437 гг.): «Если ты хочешь узнать и о третьем дне, то вот объяснение. В пятницу Господь испустил дух. Это один день. Всю субботу Он пребывал во гробе, потом приходит вечер. С наступлением воскресенья Он восстал из гроба – и вот тот день. Ибо из части, как ты знаешь, познается целое. Так и мы установили обычай поминать усопших. В какой бы час дня кто ни умер, третьим днем считай тот, что наступает по прошествии дня следующего».

Св. Симеон Солунский (XIV в.) видит в третьем и девятом днях иную символику. «Третины совершаются для того, чтобы показать, что умерший получил бытие от Троицы».

Празднование третьего дня по смерти – празднование возвращения к Богу Троице, от которого мы получаем жизнь».

«Девятый день, – говорит святитель Симеон, – для того, чтобы невещественный дух его (почившего) был сопричтен со святыми духами – Ангелами, которым он подобен по природе и которые разделяются на девять чинов».

В сороковой день панихиды совершаются «ради Вознесения Спасителя» и как напоминание, что некогда по гласу Господа и наш почивший будет восхищен на облацех, предстанет Судии и войдет в радость вечной жизни.

И все же все эти свидетельства говорят лишь о символике 3-го, 9-го, 40-го дней, но не говорят о том, что эти дни значат для самой души. А сама душа, вероятно, действительно находится в эти дни в каком-то особом состоянии. Она еще не привыкла к внетелесной жизни, душа еще не до конца покинула земное. Интересно, что, по сообщению некоторых ученых, до сорокового дня в теле происходит еще обмен веществ, некоторые телесные функции не умерли. Тело угасает постепенно, и можно предположить, что душа действительно не может просто так, легко освободиться от тела, какие-то невидимые нити ее с покинутым телом связывают. Об этом же находим упоминание у великого подвижника 19-го столетия святителя Феофана Затворника. Одной вопрошающей его благочестивой женщине он писал: «Усопшие не вдруг свыкаются с новой жизнью. Даже и у Святых некое время держится земляность. Пока то она выветрится, требуется время большее или меньшее, судя по степени земляности и привязанности к земному. Третины, девятины и сорочины указывают на степени очищения от земляности. Есть догадка, что сии 3-9-40 – соответствуют каким-то поворотам в образовании младенцев в матерней утробе. Видения были... и они благонадежнее в определении, чем наши догадки. Догадки – шаткое дело. Я думаю, что видения только подтвердили, а дело уже было в ходу в Церкви Божией, – и было от Апостолов».

Опыт Церкви говорит нам вот о каких интересных подробностях жизни души после смерти. До третьего дня души усопших могут пребывать возле тела. Мы омываем тело, плачем по покойному, поминаем его, а душа почившего с нами, мы лишь ее не видим.

В этом отношении можно привести замечательный случай из жития преп. Макария Александрийского. Однажды преп. Макарий просил Ангела, сопровождавшего его подвиги в египетской пустыне, объяснить ему значение церковного поминания в третий день. Ангел отвечал: «Когда в третий день бывает в церкви приношение, тогда душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом, – получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ища себе гнездо. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу».

Подобно этому рассказу, Ангел сообщил преп. Макарию, что до девятого дня Господь позволяет душе посетить обители рая. «Созерцая все это, – говорил Ангел, – душа изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле. Но если она виновата в грехах, то при виде наслаждений она начинает скорбеть и укорять себя, говоря: Увы мне! Сколько я суетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, чтобы и мне удостоиться этой благодати и славы. Увы мне, бедной!»

На девятый день душа возносится Ангелами к Богу и поклоняется своему Создателю. И затем, до сорокового дня, Ангелы показывают душе ад. И на сороковой день, как сообщил Ангел преподобному Макарию, «Судия Бог определяет приличное ей (душе) по делам место заключения».

Можно думать, что установившийся сегодня обычай поминовения новопреставленных христиан в 3-й, 9-й и 40-й дни по смерти основан на рассказе преп. Макария.

* * * * * * *

Голгофа в нише храма Воскресения Христова (Кулич и Пасха) в Санкт-Петербурге.

* * * * * * *

В храме Смоленской иконы Божией Матери возле Голгофы устроен рождественский вертеп. Это напоминает о том, что Христос явился для того, чтобы спасти мир ценой собственной жизни. Православная икона, изображающая событие Рождества, именно это имеет в виду, когда изображает ясли (кормушку для скота), в которую был положен Новорожденный, в виде гроба.

* * * * * * *

А эта удивительная Голгофа в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга, переносит нас во времена Христа, в древний Иерусалим. Картина за Распятием показывает нам этот древний город, погруженный в ночную тьму.

Верующие ставят поминальные свечи на канунный столик.

* * * * * * *

Желая поставить свечу за упокой дорогого нам человека, мы зажигаем ее и какое-то время молимся с зажженной свечой в руке. Потом ставим свечу на подсвечник. Всегда в непосредственной близости от Распятия – корзинка для пожертвований «на помин души». Именно в эту корзину мы можем положить принесенные продукты.

* * * * * * *

В новопостроенном храме Святителя Николая (в Санкт-Петербурге) Распятие устроено в каноническом иконописном стиле.

Отметим рядом портрет Святейшего Патриарха Алексия. Эта фотография была сделана в дни после его кончины.

* * * * * * *

Одно из Распятий в Никольском соборе Санкт-Петербурга. В этом большом храме устроено несколько Голгоф, чтобы каждый из многочисленных прихожан мог помянуть своих близких и поставить свечу.

Очень хорошо приучать к поминанию покойных наших детей. Наш пример: вот, мы молимся за дедушку – избавляет ребенка от страха смерти. Смерть для него становится не уходом в темную сырую могилу, о которой ребенку и подумать страшно, а переходом на Небеса, в мир иной.

* * * * * * *

А вот так выглядит Голгофа с высоты (с балкона храма).

* * * * * * *

Приблизим центральную часть изображения. Сидеть во время службы можно, а вот разговаривать и звонить по мобильному телефону не стоит.

* * * * * * *

Табличка с молитвой, которая стоит на панихидном столике (кануне) в Свято-Троицком Измайловском соборе. Обратим внимание на петербургскую (вернее, ленинградскую) особенность: в молитве за усопших упомянуты жители нашего города, мучительно погибшие в годы блокады (1941–1943 гг.).

Таблички с молитвами устанавливают для удобства малоцерковных людей, которые хотят помолиться о усопших, но не знают, какими словами.


Назад к списку