ВЕЛИКИЙ ПОСТ - ОТ ПЕРВОЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ НЕДЕЛИ ДО ПАСХИ.

9 февраля 2014 года начинается время подготовки к Великому посту; оно длится 3 недели, включая 4 воскресенья: Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном суде и Прощеное воскресенье — 2 марта. В этот день православные просят у всех прощения за причинённые обиды. Великий пост в 2014 году начнётся 3 марта и завершится 20 апреля.  

В воскресенье 9 февраля — Неделю о мытаре и фарисее — православные начинают готовиться к Великому посту. Подготовка длится три календарных недели (третью, последнюю, с 24 февраля по 2 марта в этом году, называют Масляной седмицей) и завершается Прощеным воскресеньем (2 марта).​

Великий пост начнётся 3 марта и завершится в Светлое Христово Воскресенье — Пасху, которая в этом году выпадает на 20 апреля. 

Кратко  о значении каждой подготовительной недели перед Великим постом, об особенностях и смысле каждой седмицы Великого поста, каждого дня Страстной недели и самого дня Воскресения.

Подготовительные недели перед Великим постом 

Время подготовки к Великому посту включает четыре воскресенья (на церковнославянском — Недели): Неделю о мытаре и фарисее, Неделю о блудном сыне, Неделю о Страшном суде и Прощеное воскресенье, однако между 9 февраля (началом подготовки к посту) и 3 марта (первым днём поста в 2014 году) — всего три календарные недели. Как это объяснить? Дело в том, что на языке Церкви словом «Неделя» называют лишь один день — воскресный. 

Лингвисты полагают, что слово «неделя» происходит от словосочетания «не делати» — не работать, отдыхать, то есть посвящать этот день Богу. В польском, болгарском, словацком, чешском и украинском языках название дня, в который не делают дел, «неделя», сохранено. Время подготовки к Великому посту включает четыре воскресенья: начинается воскресным днём — Неделей о мытаре и фарисее, длится три седмицы и завершается Прощеным воскресеньем (Сыропустной Неделей).

Неделя о мытаре и фарисее 

Первая подготовительная неделя наступает в 2014 году 9 февраля, в воскресенье, которое носит название «Неделя о мытаре и фарисее». В этот день Церковь напоминает, что трезвое видение своих ошибок и стремление исправить свою жизнь — это и есть путь к спасению, а гордыня — главный источник грехов и причина гибели.

Неделя о блудном сыне 

За две седмицы до начала Великого поста, во второе воскресенье, названное «Неделей о блудном сыне», Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу, изложенную в Евангелии от Луки (глава 15, стихи 11-32). В этот день (в 2014 году — 16 февраля) на литургии читают соответствующее место из Евангелия. 

Притча рассказывает о сыне, который, потребовав у отца свою долю имущества и растратив её на разгульную жизнь, нищенствовал, а потом вспомнил об отце и вернулся к нему с раскаянием, прося позволения быть хотя бы наёмным рабочим. Счастливый отец принял и простил его, несмотря на то, что другой его сын был недоволен. 

Притча учит нас уметь быть благодарными, уметь признавать свои проступки и прощать. «Блудный сын» — это прообраз и всего падшего человечества, и каждого несчастного, который удаляется от Бога и предаётся своеволию. 

Мясопустная родительская вселенская суббота

В православном календаре есть особые дни всецерковного поминовения усопших. Для поминовения служат панихиды, которые называют вселенскими, а дни, в которые они совершаются — вселенскими родительскими субботами. Первая в году вселенская родительская суббота — на Мясопустной седмице, перед началом масленицы.

В 2014 году Вселенская родительская мясопустная суббота приходится на 22 февраля. 

Во Вселенскую родительскую субботу церковь во время вселенской панихиды молится о всех почивших христианах вне зависимости от их родов и званий, включая тех, кто умер внезапно и остался без узаконенного погребения, и призывает православных искренне молиться не только о своих покойных родных, но и о всех почивших. И простая молитва, и всякое торжественное молитвенное поминовение в этот день выражают полноту церковного единства. 

Неделя о страшном суде 

Предпоследнее воскресенье перед Великим постом носит название «Неделя о Страшном Суде». В этот день за литургией читают притчу о Страшном Суде* • (Евангелие от Матфея, 25:31-46), а за трапезой последний раз перед постом на стол подают мясную пищу. Седмицу после этого воскресенья называют мясопустной или сырной неделей, потому что, начиная с неё, готовящиеся к посту миряне перестают есть мясное. В 2014 году этот день выпадает на 23 февраля. В воскресенье перед Масленицей не зря вспоминают о Страшном суде: готовясь к веселью Масленицы, все уже предчувствуют торжественное и покаянное настроение Великого поста.

Сырная или мясопустная седмица

Последняя подготовительная седмица перед Великим постом называется Сырной (в 2014 году — с 24 февраля по 2 марта). 

Масляная неделя, Масленица — просторечное название Сырной седмицы. Эта неделя посвящена примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянию — «перемене ума». В Масленицу не едят мясо, но всю «сплошную» неделю без постных дней угощаются блинами, рыбой и молочными продуктами. Завершает Масляную неделю Прощеное воскресенье.

Прощеное воскресенье 

Последнее воскресенье перед началом Великого поста называют еще Сыропустной Неделей (именно в этот день исключают из пищи молочные продукты), или Прощеным воскресеньем (в 2014 году выпадает на 2 марта).

В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения: священнослужители и прихожане просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистым сердцем, примирившись со всеми ближними.

Изгнание Адамово

В этот же день Церковь вспоминает изгнание Адама из рая: человек по своей воле отдалился от Бога, и человечество утратило рай — единство с Богом и с миром. 

Название этой недели — итог подготовки к Великому посту: человек вступает в пост, вспомнив об отпадении Адама, и должен приложить все силы души, чтобы измениться, приблизиться к своей истинной сущности, стараясь научиться подражать Христу. И тогда Великий пост переменит человека (совершится перемена ума — метанойя — покаяние). 

Великий пост 

Великий пост в 2014 году начинается 3 марта, а Пасха приходится на 20 апреля. Между ними — семь недель напряжённого духовного труда для православных верующих.

Этот период складывается из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы — последней недели перед Пасхой, которая посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни и о крестной смерти Христа. Страстной неделе предшествуют Лазарева суббота и Вербное воскресенье.

Пост для верующих предполагает отказ от мясной, молочной пищи и яиц. Чтобы поститься строго «по Типикону» (устав, предназначенный для монашествующих), мирянам необходимо получить благословение духовника.

В последнее время священики часто напоминают, что постящимся следует помнить: пост — не диета, не просто ограничение употребления определённых продуктов, а время смирения, молитвы и покаяния. В пост православным следует заботиться об очищении души и помыслов, чтобы с чистым сердцем радостно встретить Христово Воскресение.

В Великий пост верующим прежде давали отпуск, чтобы они могли бывать не только на субботних, воскресных, но и на будничных службах Великого поста, как самых полезных для духовной жизни.

7 недель поста 

Первая неделя поста — время особо усердной молитвы. Первое воскресенье поста (в 2014 году — 9 марта) называется Неделей торжества православия. День этот связан с воспоминаниями о победе Вселенской Церкви над иконоборчеством.

Следующую неделю именуют второй седмицей Великого поста. Суббота этой седмицы (15 марта в 2014 году) — день поминовения усопших. 

Во второе воскресенье Великого поста (в 2014 году — 16 марта) Церковь воспоминает жившего в XIV веке святителя Григория Паламу, автора учения о Фаворском свете, о возможности для человека стяжания благодати Святого Духа и о путях к этому — молитве и праведной жизни, к чему верующих и призывает Церковь.

Третье воскресенье поста посвящено Кресту Господню (23 марта в 2014 году), а саму седмицу называют Крестопоклонной неделей, когда Церковь напоминает верующим о спасительном даре — искуплении грехов человеческих. Суббота третьей седмицы (22 марта в 2014 году) — день поминовения усопших.

В четвертую неделю поста (в 2014 году — 30 марта) празднуется память преподобного Иоанна Лествичника, жившего в VI веке у горы Синай. В двадцать лет Иоанн принял иночество, последние четыре года жизни был игуменом синайской обители. Умер он около 649 года. В дни поста Церковь призывает верующих стремиться, подобно преподобному Иоанну, к духовным высотам. Суббота 4-й седмицы (29 марта в 2014 году) — день поминовения усопших.

Стояние Марии Египетской 

Четверг пятой седмицы Великого поста (в 2014 году — 3 апреля) посвящён памяти Святой Марии Египетской. Мариино стояние — так народ называет совершаемую накануне вечером в среду утреню, на которой читают житие Марии Египетской: как некогда великая блудница через покаяние стала великой праведницей. 

Лазарева суббота и Вербное воскресенье 

Шестую неделю Великого поста завершает Лазарева суббота** • (12 апреля в 2014 году) и Вербное воскресенье***• — двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим (в 2014 году — 13 апреля), после которого начинается Страстная седмица.

Страстная седмица 

Последняя неделя Великого поста — Страстная. «Страсти» на церковнославянском означает «муки и страдания», и Страстной неделя названа, ибо посвящена воспоминаниям о последних днях Его земной жизни: страданиях, распятии, крестной смерти, погребении.

В эти дни, в храмах на службах читают главы Евангелия, повествующие о событиях в Иерусалиме две тысячи лет назад, а именно: о Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде, распятии и воскрешении.

В Страстную неделю православные усугубляют пост. Облачения священнослужителей в церкви в эту неделю — чёрные с серебром.

В каждый день Страстной недели вспоминают события последних дней Спасителя. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены последним беседам Спасителя с учениками и народом. Во вторник вспоминают, как в доме Симона прокажённого, где был Христос с учениками, женщина помазала миром ноги Христа. Ученики негодовали: «...к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Мф. 26. 8–9).. Однако Христос остановил их: «возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26. 12). 

Великий Четверг насыщен событиями: прежде чем взойти на Голгофу, Христос показал ученикам пример кротости, омыв им ноги, установил Таинство Евхаристии, до кровавого пота молился в Гефсиманском саду и там же был предан Иудой. С понедельника по четверг в храмах каждый вечер читают покаянный канон Андрея Критского.

Великая Пятница — самый скорбный день Церковного года — день распятия и смерти Христа. Великая Пятница для христиан всегда была днём самого строгого поста и печали. В Великую Пятницу совершают воспоминание добровольных и страшных страданий Иисуса Христа, которые Он претерпел за людей. Оплевания, избиения, пощечины, поношения, насмешки, неправедный суд, издевательства легионеров, бичевание, крестный путь, уксус с желчью вместо воды и смерть на кресте — всё это было в пятницу.

Службы Великой Субботы начинаются в пятницу во второй половине дня (в древней Церкви эта служба была ночной). Плащаницу — большое полотно с шитым образом Господа после снятия Его со креста — выносят на середину храма. Вечером того же дня есть служба, на которой совершают Крестный ход с Плащаницей вокруг храма при печальном колокольном звоне. После Крестного хода читают Священное Писание, в том числе место из Евангелия от Матфея — как фарисеи поставили у погребальной пещеры стражу, чтобы ученики не выкрали тело.

В Великую (Тихую) субботу вспоминают о пребывании Иисуса Христа во гробе. В Иерусалиме в этот день в храме Воскресения сходит Благодатный огонь. В храмах совершают литургию Василия Великого, перед вынесенной накануне плащаницей читают библейские пророчества о Спасителе. Евангелие, которое священник читает уже в белом облачении, повествует о приходе Марии Магдалины к опустевшему гробу, о встрече с Ангелом, возвестившим Воскресение. Скорбь заканчивается... После богослужения священник читает особую молитву и, окропляя святой водой, освящает принесённые прихожанами куличи, пасхи и пасхальный яйца.

Пасха 

Пасха — Воскресение Христово (в 2014 году выпадает на 20 апреля) — самый большой праздник христианского мира, знаменующий победу над смертью и грехами всего человечества: переход от смерти — к жизни и от земли — к небу, открытие для людей пути возвращения от рабства — к сыновству.

Воскресение Христово — Пасха (в 2014 году выпадает на 20 апреля**** •) — для христианского мира знаменует победу над смертью и грехами всего человечества. Воскресение недаром называют именем древнего праздника: ветхозаветную Пасху праздновали в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и избавления от рабства. 

Празднование продолжается семь дней (или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника). По завершении Пасхальной седмицы Церковь продолжает праздновать Пасху (с меньшей торжественностью) до Вознесения Господня, то есть, ещё 32 дня. Общее число дней празднования Пасхи — 40, столько же, сколько Христос являлся ученикам после Воскресения.

ИСТОЧНИК


Назад к списку