Разработка сайта:
Главный редактор - наместник монастыря архиепископ Болградский Сергий (Михайленко)
Администратор сайта Димитренко Татьяна Анатольевна
При использовании материалов сайта просим указывать нашу гиперссылку http://golos-obitely.prihod.ru/
Помните, как страна замирала у телевизоров в конце восьмидесятых, пытаясь исцелиться под строгим немигающим взглядом Анатолия Кашпировского? Желание стать здоровыми, причем как можно быстро и при минимальных усилиях, у людей не пропало. «Рынок целительства» предлагает сегодня варианты на любой вкус, в том числе — якобы православные системы.
Например — «Оздоровление организма по системе священномученика Серафима Чичагова», которую несет в мир Ксения Кравченко. О том, какое отношение она имеет к Церкви и медицине — священники и врачи.
Нина Соколова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ВИНИТИ РАН:
Предыстория: Сколько «практикует» Кравченко — неизвестно.
Массовый всплеск интереса, рост числа почитателей и последователей наблюдается с сентября 2012 года. После того, как летом ее лекции поместили на миссионерском сайте одного православного монастыря, они стали тиражироваться и на других сайтах, в том числе православных.
Стали активно продаваться диски с аудиовариантом лекций. Система распространилась буквально взрывообразно. Появились рьяные её почитатели в разных точках нашей страны и за ее пределами, например, на Украине. Поклонники обнаружились даже в Израиле. Интересно, что распространяет методы «оздоровления» Кравченко почти исключительно православный и околоправославный народ, а также царебожники и ньюэйджеры. Нецерковные и не связанные с сектами люди ничего о «системе» Кравченко не слышали.
«Система»: Ксения Кравченко заявляет, что это система — священномученника Серафима (Чичагова), а сама Кравченко — ее популяризатор.
Религия — область веры, а медицина — область знаний и доказательств. Но Кравченко не видит различий, она легко все смешивает в кучу, и многие люди, слушающие или читающие ее «произведения», уже не понимают, где Церковь, где медицина, где наука, где религия. Происходит некая манипуляция сознанием. И некритичные граждане, слыша от «доктора»: «Где истина — истина в Церкви», думают, что и вся система поддерживается Церковью и не может быть неполезной. Ведь в понимании человека, только что переступившего порог Церкви, все, что в Церкви, должно быть истинно. А тем более Кравченко говорит о священномученике, который, по ее словам, попал на Бутовский полигон за… свою систему оздоровления.
По этой логике получается, что и канонизирован он был за систему оздоровления. Почему последователям Кравченко не приходит в голову, насколько это, очень мягко говоря, абсурдно? Ведь в реальности митрополит Серафим (Чичагов) был причислен к лику святых за подвиг веры, за то, что не отрекся от Христа.
А по высказываниям Кравченко получается, что в центре нашей жизни — не Христос, а здоровье (раз за здоровье казнили, причислили к лику святых)…
Перемешивая понятия, Кравченко «канонизирует» свою систему оздоровления, и люди начинают думать: «Вот ведь, какая „святая“ система, за нее священномученик пострадал. А сама Кравченко, получается, от лица Церкви и священномученика выступает. Значит, эта особая система все-все лечит».
Так говорит и сама Кравченко, заявляя, что современная медицина не лечит, лекарства только снимают симптомы, в итоге — болезнь усиливается. А вот если применять «истинную православную систему», то человек может стать полностью здоровым.
Людям нравится, что какими-то простыми способами можно стать полностью здоровыми.
Кравченко предлагает бороться с грехом чревоугодия специальной диетой, здоровым образом жизни. В здоровом образе жизни и в умеренности в еде нет ничего плохого, только это ж азы, общеизвестные вещи.
Но Кравченко подает это как особую «систему» священномученика и обещает, что через год она излечит любую болезнь. Болеть, понятно, никто не хочет, и — начинает слушать «доктора».
Кстати, вроде бы призывая бороться с грехами, в том числе чревоугодия, она не говорит, что в этом вопросе нужно слушать мнение духовника, читать Святых Отцов, не забывать о здравом смысле, о своих физических возможностях… У Кравченко все решается просто — жесткий режим питания, когда нужно рано вставать, чтобы поесть. Есть через равные промежутки строго до 18.00. Еду запивать нельзя, пить нужно тоже в строгие временные промежутки.
Сможет ли человек выполнять свои обязанности по жизни, помогать ближним, стараться «ходить перед Богом», если все его мысли будут отданы четкому соблюдению «системы», если создается некий культ «оздоровления»? Тут уж не до исполнения заповедей: нужно не ошибиться и строго соблюдать «рекомендации». Не говоря уже о том, что любой врач, в отличие от Ксении Павловны, выписывает диеты лично пациенту, учитывая его состояние здоровья…
Ксения Кравченко предлагает все лечить огромными дозами йода и антигельминтным препаратом, который сегодня считается устаревшим и имеет много тяжелых побочных эффектов. Кравченко «назначает» его всем подряд, реально и виртуально.
В начале своих «лекций» Ксения Кравченко говорит, что нужно бороться с грехами, со страстями, причащаться, тогда болезнь уйдет. Трудно не согласиться с советом прибегать к церковным таинствам, однако гарантия выздоровления при этом звучит слишком утилитарно.
Как пишет митрополит Вениамин (Федченков), «…конечно, нельзя нам думать, что исцеление совершится непременно, ибо иным — спасительны болезни. И сам преподобный Серафим сначала болел три года, прежде чем исцелиться. Но если даже этого и не совершается явно, то все равно Святое Причастие действует иным образом на тело, например погашением страстей, во плоти гнездящихся; в облегчение страданий, в укрепление сил к терпению и проч.»
Популизмом представляется и заявление Кравченко, что все болезни от грехов. Мы не можем знать, по какой причине Господь дает нам те или иные испытания. В некоторых случаях болезни посылаются для испытания верности Богу (как например, прав. Иову) или как проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества. Вспомним также и сцену из Евангелия с исцелением слепорожденного: «И проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». (Ин 9:1–3).
У Кравченко все примитивно: согрешил, — получил наказание. Такие юридические отношения с Господом. Но по ходу лекций Ксения Павловна очень скоро забывает и о таком своем мстительном «богословии». В конце 1-й лекции про избавление от грехов и таинства уже ничего о духовном не слышно, и звучат лишь заверения, что одно только соблюдение ее рекомендаций по образу жизни даст полное выздоровление от всех болезней.
Дальше — больше. В конце 2-й беседы Ксения Кравченко раскрывает всем, кто не сбежал на первых минутах с ее «лекций», потрясающую суть своей «системы», точнее, «учения». Оказывается, усиленный прием назначенных ею глистогонных таблеток освобождает человека от грехов/бесов, которые выходят в виде червей, медуз и оранжевых мочалок.
Но даже эта новая ересь, а точнее, бабьи басни, которых, по слову апостола Павла, надо отвращаться, почему-то не отвращают самых стойких адептов Ксении Павловны от ее «учения».
Спокойно переносят они и такое кощунство Ксении Павловны, когда она объясняет медицинский символ как якобы… нет, не медицинскую, а евхаристическую чашу, которую обвивает змей-сатана — современная медицина. Видимо, манипуляции лже-доктора: запугивания, запутывание и ошарашивание тайными якобы смыслами дают результат: слушатели как загипнотизированные начинают верить уже каждому ее слову.
Клиповое мышление — неумение оценить «систему» целостно, а только отдельные ее кусочки — это другая причина доверия людей Ксении Кравченко. Понравились рекомендации ограничить количество пищи, есть небольшими порциями, не есть после 18 часов вечера, и человек без оглядки принимает всю ее лжесистему. По здравом рассуждении можно было бы понять, что это самые общие рекомендации, и придумала их отнюдь не Кравченко.
Врачи официальной медицины дают аналогичные рекомендации, и в интернете для желающих похудеть полно таких советов. Отличие в том, что «врач без диплома» добавила вредные для здоровья советы: уменьшить ежедневный прием жидкости до 600 мл и исключить из рациона калийсодержащие продукты. А ослабленным людям, больным диабетом или язвой желудка, например, может принести вред и голод после 18 часов вечера.
Важно отметить, что сообщают об улучшении здоровья якобы при следовании «системе» как раз те люди, которые выполняют только диетические рекомендации «врача» в черном халате. Можно привести некоторые случаи испытания на себе советов Кравченко в более полном объеме, и станет понятно, что они гораздо менее оптимистичны.
Итак, свидетельства экспериментаторов на себе «системы» Кравченко.
* * * * * * *
Здравствуйте! О лекциях К. П. Кравченко.
Наслушалась, впала в эйфорию, испробовала все на практике.
Чуть больше месяца практиковала на себе «чудодейственные методы», здоровье ухудшилось, и после последнего издевательства над собой препаратом, который рекомендует Кравченко, под мышкой появилось уплотнение, похожее на вздувшийся лимфоузел, очень переживаю, хотя поделом мне. Мы ищем чудес, хотя сам Христос нас за это ругал. После последнего приема лекарства стало очень плохо, сильные боли в желудке, печени, селезенке, сильная рвота, ужасно. Ну и прием йода начал сопровождаться рвотным рефлексом. Много побочных эффектов от препарата перетерпела.
* * * * * * *
Добрый день!
В общем, у меня полный почти пакет гипертоника. От инсульта, аритмии до повышенного давления.
После 2-х недель использования «системы» давление стало постепенно расти, лекарства не помогали. Появились режущие боли в сердце. Дошел до сильного гипертонического криза и решил погреть ноги в тазу и нанести сеточку на область сердца (по «системе»). После прогрева давление скакнуло на 30 мм и все могло закончиться весьма плачевно. Слава Богу, обошлось, но никому не желаю таких экспериментов!
После отказа от «системы» давление пришло в прежние параметры, но боли в сердце остались, хотя их стало поменьше.
* * * * * * *
Обращение в группу «Опасная деятельность Ксении Кравченко» в соцсети Вконтакте:
— Вы буквально спасли нашу семью от непредсказуемых последствий применения методов Ксении Кравченко. Про неё мы узнали в нашем храме, когда во время службы какая-то женщина передала записку, где было написано, что если мы хотим жить без болезней и без лекарств, то нужно найти… видеозаписи лекций «православного врача К.Кравченко», которая якобы по благословению монахов… лечит людей по методу священномученника.митрополита Серафима Чичагова и академика Павлова.
— Заинтригованные такими именами, мы через некоторое время нашли в интернете эти лекции… и прослушали обе части. И конечно сразу поверили всему, о чём говорилось: накупили лекарства на 3 курса, приготовили йодный кисель и начали его пить. Насторожило то, что после приёма киселя на второй день стала кружиться голова, появилось слабость. Только тогда пришло ощущение, что нужно остановиться и попытаться узнать подробнее об этом методе лечения. Так мы нашли эту тему на форуме.
— Слава Богу, что не успели начать применение еще одного препарата, которым Кравченко лечит чуть ли не все болезни. Предполагаю, что та женщина в храме не только нам дала записку о Кравченко. Сколько человек может пострадать, если не остановить «последователей К. Кравченко». Не удивлюсь, если кассеты с видеолекциями Кравченко увижу в церковных лавках. Уж очень доверчив у нас православный народ, особенно, если сомнительные идеи прикрыть именами святых и авторитетом монастырей.
— Друзья! … Мне попался ролик Ксении Павловны Кравченко «Медицинская система оздоровления Серафима Чичагова» — с интересом прослушала, сделала вывод, что противогельминтный препарат как раз выявляет в нашем организме все проблемы, и даже повышает иммунитет… Начала принимать. И — я не могу передать эту сильнейшую головную боль, я за свои почти 60 лет НИКОГДА такой боли не испытывала!!!! Все длилось три дня, в первый день даже скорую вызывали, сделали укол, но боль не прошла, все-все клеточки моего тела болели!
— Здравствуйте! Два года назад когда я забеременела, мне поставили диагноз ВИЧ. Сейчас дочке полтора года, и ей поставили такой же диагноз и назначили сильную терапию. Я обратилась к батюшке, который придерживается системы Ксении Кравченко, за благословением, и он мне сказал что врачи лгут, такой болезни нет и не нужно давать ребенку лекарства. Через полгода сдали анализы, оказалось, что у девочки — все та же критическая стадия. Врачи думают, что лекарства не помогают (я им не сказала, что не давала), думают, что делать дальше….
Безграмотность лекций Кравченко очевидна для любого, кто хотя бы знаком со школьным курсом биологии. Так, она говорит, что 80% желудочного сока, главным компонентом которого является соляная кислота, попадает в кровь. Но в таком случае человек скончался бы на месте от метаболического ацидоза. Или заявляет, что органы по очереди то включаются, то выключаются.
Или, например, в стремлении лишний раз очернить классическую медицину, выдает такую странную вещь, что с помощью УЗИ нельзя наблюдать, как работает щитовидная железа, что аппарат не видит гормонов. Хотя вроде бы никто и не собирался смотреть уровень гормонов с помощью УЗИ, для этого существуют специальные анализы крови.
Кравченко мифологизирует щитовидную железу и гипоталамус. Нарушение функций щитовидной железы по ее мнению — причина всех болезней. А гипоталамус для Ксении Павловны — связь телесного и духовного. Здесь уже просматриваются эзотерические мотивы. То есть перед нами смесь медицинской безграмотности, советов из «багажа» телецелителя Геннадия Малахова и лжеправославия.
Медицинского образования у Кравченко нет. Хотя она утверждает обратное, но диплом продемонстрировать не может, выдумывая причины, по которым он у нее был отобран…
В конце первой лекции Кравченко говорит, что человек — совершенное создание Господа, и он ничем не должен болеть. И если просто соблюдать рекомендованный режим питания (то есть про грехи и борьбу со страстями она уже забыла): есть небольшими порциями, после 18.00 не есть, — то будет и здоровье.
Режим — дело хорошее, но он не может быть профилактикой ВСЕХ болезней, как заявляет об этом Кравченко.
К общепринятым безвредным советам она добавляет крайне вредные, даже — жизненноопасные.
— В видеоварианте лекций Ксении Кравченко есть заявление, что раковых болезней вообще не бывает (в текстовом варианте эту фразу исключили).
Заявление не только абсурдное, но и вредное. Больные онкологическими заболеваниями порой могут себе непроизвольно внушать, что такого диагноза у них нет, и им очень созвучны будут слова, что не существует раковых болезней. Они могут отказываться от адекватного современного лечения, в результате болезнь будет быстро прогрессировать и приведет к более ранней кончине.
— Ксения Кравченко утверждает, что пить нужно мало, по 600 мл в день.
Недостаток жидкости в течение длительного времени может привести ко многим неприятным последствиям, например, к стойкому спазму и нарушению процессов питания тканей…
— При заболеваниях с высокой температурой тела Кравченко рекомендует резко ограничить потребление воды, при этом — принимать мочегонный препарат и сосать соль.
То есть чтобы максимально усугубить обезвоживание организма. Что крайне опасно, тем более для маленьких детей и ослабленных больных, у которых обезвоживание в короткие сроки может привести к необратимым последствиям, а потом и к гибели.
— Кравченко призывает к использованию йода внутрь в виде крахмального киселя в больших дозах и наружно в виде йодных сеток.
Это может спровоцировать развитие серьезных эндокринных заболеваний. Йод внутрь в больших дозах принимают только при аварии на радиационно опасном объекте (хотя есть более подходящие радиопротекторы). Да и показания к йодным сеткам ограничены: например, их нельзя наносить на слишком большие области кожи, на область сердца.
— Беспрерывно повторяя, что современная медицина не лечит, к врачам бесполезно обращаться, что достаточно, например, самим мазать «йодные сеточки» на запястье, чтобы понять, все ли в порядке, она, по сути, призывает к самодиагностике и самолечению.
Кравченко говорит такие слова: «методика прошла многолетнюю апробацию», «мы работаем в эпидемических очагах», «практика и очень большой опыт показывают» и так далее, но об этом с полной уверенностью можно говорить как о мифе. Где список зарегистрированных пациентов, с подписями об их информированном согласии? Где диагнозы, данные их обследований до испытания и после? Была ли группа контроля, в которой пациенты принимали плацебо? Где статистический анализ, описание побочных эффектов? Где хоть малейшая информация в интернете или печатных изданиях об этом «большом опыте»? А ведь без перечисленных требований, по правилам, ни одно новое лекарственное средство, ни один новый метод лечения в официальной медицине не будут допущены к широкому применению. Чтобы по возможности никому не навредить.
Брошюра Кравченко не имеет грифа «Одобрено Издательским советом Русской Православной Церкви, тираж не указан. Стиль выступлений и брошюры Кравченко напоминает россказни на манер «одна баба сболтнула». О препарате, который Кравченко назначает «от всего» (типичная характеристика лжецелительства) и всем слушателям без разбору (!) она говорит, что его продвинул один «интересный молодой человек». Не указывает ни имени и фамилии «молодого человека», ни названия и библиографического описания его якобы докторской диссератации на эту тему. Ссылок тоже не дается. Все писано вилами на воде.
Светлана Калинина, кандидат медицинских наук:
1. Как и большинство псевдоцелителей, Кравченко противопоставляет не только себя, но и самого пациента официальной медицине. При этом, отторгая пациента от лечащего врача, мотивируя расхожими доводами (невозможность излечения хронических заболеваний, платность медицины, большая нагрузка на персонал, ограничения стандартов и прочее), взамен она ему дает общие или прямо негативные рекомендации, подразумевая необходимость прямого обращения к самой Кравченко.
В результате люди тратят время, которое могли бы использовать на более эффективное лечение, тратят деньги (доехать, поселиться, «пожертвование» за прием, препараты, брошюры). А главное, убежденные в том, что медицина не просто бесполезна, но и пагубна, они тянут до последнего, а потом, когда медицина и правда помочь не сможет, у них будет лишь лишнее подтверждение «правоты» Кравченко.
2. Общие рекомендации по питанию, распространенные и общеупотребимые, могут быть вредны лишь при некоторых заболеваниях, в том числе желудочно-кишечного тракта («голодные» язвы, гастриты с повышенной кислотностью, сахарный диабет, энтероколиты). В остальных случаях диеты помогают чувствовать себя лучше. Это воспитывает доверие и к остальным, значительно более опасным рекомендациям.
3. У Кравченко имеется собственная, бредовая концепция физиологии человеческого организма. Изложена она псевдонаучным языком (это один из приемов составления рекламного месседжа), но практически полностью не соответствуют действительности. Этим Кравченко добивается сразу двух результатов. Во-первых, люди незнающие «покупаются» на псевдонаучную лексику (так врачи в сериалах разговаривают), монотонность речи (стимулируются гамма-и дельта ритмы, что способствует внушаемости) и вероятно индуцируются высказанным бредом. При этом складывается ложное ощущение «причастности» и «понимания», чего не дают и не могут дать учебники официальные. Во-вторых, это еще больше настраивает против медиков, которые «не знают такие элементарные вещи».
4. Рекомендации по ограничению жидкости и дополнительной солевой нагрузке при лихорадке крайне опасны изменениями водно-электролитного баланса и обезвоживанием.
5. Стрессовые иммуномодулирующие методы, к которым призывает Кравченко — тот же прием противогельминтного иммунностимулирующего препарата или голод, конечно, могут дать временный эффект. Но резервы организма не бесконечны. Такая повышенная нагрузка приведет к срыву адаптации и снижению иммунитета (как загнанная лошадь, он уже не реагирует на хлыст иммуномодуляторов).
6. Неоднозначные и не соответствующие никаким принципам доказательной медицины медикаментозные рекомендации негативно отражаются на функции печени, усугубляя нагрузку на этот орган. Последствия этого будут отдаленными, и пациенты их не свяжут с выполнением советов Кравченко.
7. Прием йода может в такие огромных дозах стимулировать заболевания щитовидной железы, изменения гормонального фона.
Протоиерей Максим Обухов, руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь», выпускник Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова (специальность — провизор):
Те, кто говорят о «методе оздоровления священномученика митрополита Серафима Чичагова», глубоко заблуждаются, так как такого метода не существует. Есть записки 35-летнего артиллериста Леонида Михайловича Чичагова (в будущем митр. Серафим, — ред.), вообще не являющиеся научным трудом. Это набор цитат, общих рассуждений о медицине, не представляющих сегодня иной ценности, кроме исторической.
Записки Чичагова были составлены за полвека до его смерти. Эти выписки из разных авторов, мысли самого Леонида Михайловича соответствуют уровню развития медицины середины XIX века и устарели уже к моменту издания, а многие идеи, там содержащиеся, были опровергнуты уже при жизни Чичагова, в начале XX века.
Второе заблуждение сторонников «метода Чичагова» состоит в том, что они забывают, что Церковь прославила его не за медицинские беседы, а за святость жизни и мученическую кончину; к увлечению медициной в молодости этот факт не относится.
Протоиерей Алексий Боднар, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» при Донецком областном противоопухолевом центре, врач:
Система Ксении Павловны Кравченко далека от «Системы Чичагова», которая изложена в «Медицинских беседах» издания 1891 года. Система Ксении Павловны так близка к системе Чичагова, как учение Дарвина к учению пророка Моисея: оба учения о происхождении видов, но разница большая. Но Дарвин никогда не называл себя «последователем и продолжателем пророка Моисея». Ксения Павловна — назвала. В этом я вижу либо лукавство, либо духовную болезнь, либо злой умысел и грех хулы на священномученика.
Практически все «Беседы» Чичагова — это жесткая критика аллопатических методов, Ксения же Павловна рекомендует использовать йод в дозах значительно превышавших суточную дозу йода для аллопатов.
Чичагов свою систему основывает на современных ему данных физиологии. Он подчеркивает, что «никто не может изобрести новой анатомии» (анатомия на микроскопическом уровне — гистология, тесно связана с физиологией). Но эти разделы постоянно изучаются, совершенствуются.
Сколько открытий было сделано хотя бы за последние тридцать лет — даже по страницам учебников, чего уж говорить о более глубинном уровне. Ксения Павловна излагает вещи, которые совершенно противоречат всем данным современной (и не современной) физиологии и гистологии. Мне интересно было бы узнать, из каких источников Ксения Павловна берет такие сведения, что глюкозу в крови перерабатывает желудочный сок, поступающий из желудка в кровь через 2 часа после еды? Пусть, подобно Чичагову, раскроет тайну своих знаний.
Чичагов выставил на всеобщее обозрение все свои медицинские знания с их источниками и выводами. Продолжательнице тоже так надлежало бы поступить. А затем либо извиниться за невежество и послушать людей более сведущих, либо сделать ряд фундаментальных открытий, отменив многие основополагающие принципы современной науки (чего никогда не делал Чичагов).
Мнения Чичагова в свете современной науки иногда кажутся наивными. Но это не следствие его невежества, а следствие ограниченности науки его времени. Ксения Павловна же просто перечеркивает всю науку, не объясняя, что она предлагает вместо нее: фантазии? откровения свыше? учения афонских отцов? Если уж «откровения», так и называйте их так, а не прикрывайте их научной «Системой Чичагова», которая принадлежит позапрошлому веку, или ее обновлением по данным современной науки.
Многие выводы Ксении Павловны вредны для здоровья. «Есть две жмени пищи». На пятом курсе меда студенты медики проходят гигиену питания, где обязательно составляются учебные рационы для больных и здоровых людей. Вот бы мне в то время иметь Ксению Павловну своим преподавателем! Я помню, как сложно было составлять баланс по калориям, белкам, разным видам углеводов и жиров, витаминов и микроэлементов. Две жмени — и сто ангелов с простотой! А я часы за калькулятором проводил.
Сегодня мы имеем компьютеры, поэтому баланс составляется проще. Я рассчитал для себя несколько вариантов питания по Кравченко: в одном случае я должен был съесть 15000 калорий (для шахтера — нормально, а вот библиотекарь умрет от ожирения), в другом — 900–1200 (иммунодефицит, нарушение обмена веществ — рак, туберкулез, снижение работоспособности).
Среди моих прихожан были случаи питания по Кравченко. Я рассчитал их баланс питания. Вот реальный случай: дефицит белка 25%, дефицит калорий — в два раза. Такую диету соблюдал раковый больной! Это убийство! Это стимуляция ракового роста! То, что люди худеют — хорошо. Но это само по себе показывает неприменимость этого метода питания для ослабленных больных и больных с иммунодефицитами! А Кравченко им-то и советует применять такую диету! Это грех или невежество.
Дефицит приема воды опасен для здоровья.
Когда изучал в университете нутрициологию (учение о здоровом питании) я, окрыленный новым знанием, обратился к своему духовнику, мудрейшему и рассудительнейшему человеку — протоиерею Вадиму Васильеву, которому посчастливилось общаться с подвижниками веры — схиигуменом Саввой, отцами Зосимой (Сокуром) и Гавриилом (Стародубом) — с просьбой: «Отче, благословите, я составлю себе такой здоровый рацион питания для поста и мясоеда, чтобы поддержать свое тело и от переедания, и от недоедания». Батюшка мне ответил: «Если ты будешь считать свой рацион, тебе некогда будет молиться».
Образ жизни, который вращается вокруг желудка, называется чревоугодием: обжорство и ученое здоровое питание сходятся в одном — это чревоугодие, с богом-чревом. Я не запрещаю совершать «здоровое питание», сам слежу за своей диетой (я стараюсь ограничивать калорийность питания и выбираю более полноценные продукты, лишенные индустриальных вкусовых и жировых добавок), но я осознаю, что делаю это по принципу: «Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь» (Мар.10:3–5).
Из-за слабости своей веры и простоты, из-за своего чревоугодия мне приходится следить за тем, что я кладу в свой желудок. Я в этом каюсь. Это моя немощь. Могу поделиться опытом своего питания. Но это — мое «жестокосердие», уклонение от духовности, адаптация-приспособление к страстям, коллизия между ветхим и новым человеком, выбор меньшего зла перед лицом большего. Но это не духовность!
Авва Дорофей говорит о христианском питании: «Попроси у Бога, что тебе нужно, а потом возьми, что Он тебе пошлет. Тебе нужно яйцо, ты хочешь яйцо. А Бог посылает тебе овощи. Значит, овощи дадут тебе то, что ты хотел получить от яйца. Или даже больше — Бог тебе будет вместо яйца».
Я говорил, что слежу за своей диетой. Но если моя вера была бы как у Дорофея (почему бы к этому не стремиться?), я бы ел все подряд в то время, когда могу, и «сами себе и весь живот свой (с рационом, белками, нитратами, канцерогенами, холестерином, йодом и так далее) Христу Богу предадим» — и получал бы из рук любящего меня Отца Небесного все, что Он пошлет для моего тела. Я бы ел все подряд, умеренно (все святые отцы пишут о двух допустимых мерах — доволь, то есть переставать есть после насыщения; и утеснение чрева, когда встаешь из-за стола голодным, а не об объемах в две ладошки).
Итак, проповедь «истины из лона Церкви», как говорит Кравченко — это проповедь чревоугодия, хотя и благородного.
Я сам могу говорить долго о нутрициологии (особенно лечение ожирения), но НИКОГДА я не скажу — «это истина из лона Церкви».
Разница между христианством и системой Кравченко (или моей нутрициологией) описана пророком: «Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичом, гоняет волов и занят работами их и которого разговор только о молодых волах? Сердце его занято тем, чтобы проводить борозды, и забота его — о корме для телиц. Так и всякий плотник и зодчий, который проводит ночь, как день: кто занимается резьбою, того прилежание в том, чтобы оразнообразить форму; сердце свое он устремляет на то, чтобы изображение было похоже, и забота его — о том, чтоб окончить дело в совершенстве.
Так и ковач, который сидит у наковальни и думает об изделии из железа: дым от огня изнуряет его тело, и с жаром от печи борется он; звук молота оглушает его слух, и глаза его устремлены на модель сосуда; сердце его устремлено на окончание дела, и попечение его — о том, чтобы отделать его в совершенстве. Так и горшечник, который сидит над своим делом и ногами своими вертит колесо, который постоянно в заботе о деле своем и у которого исчислена вся работа его: рукою своею он дает форму глине, а ногами умягчает ее жесткость; он устремляет сердце к тому, чтобы хорошо окончить сосуд, и забота его — о том, чтоб очистить печь.
Все они надеются на свои руки, и каждый умудряется в своем деле; без них ни город не построится, ни жители не населятся и не будут жить в нем; и однако ж они в собрание не приглашаются, на судейском седалище не сидят и не рассуждают о судебных постановлениях, не произносят оправдания и осуждения и не занимаются притчами; но поддерживают быт житейский, и молитва их — об успехе художества их» (Сир.39:25–39).
Вместо волов имеем обмен веществ, вместо глины — ЖКТ, вместо судейского седалища — духовное рассуждение помыслов, вместо молота кузнеца — рефлексы. Город — здоровье тела.
Священник Максим Брусов, настоятель Троицкого собора в городе Яхрома Дмитровского района Московской области:
На сайт нашего храма в последнее время регулярно стали приходить вопросы о деятельности врача Ксении Кравченко. Люди, которых я не знаю лично, спрашивали благословения на лечение по системе госпожи Кравченко.
Очевидно, что вопрос изначально не по адресу. Я не имею даже начального медицинского образования, поэтому не считаю для себя возможным «благословлять» или «не благословлять» людей лечиться по данной весьма сомнительной системе. Но самое печальное в том, что люди просто перекладывают решение жизненно важных вопросов на священника. У меня создается впечатление, что людям это просто удобно, и они, не ломая себе голову, едут к «старцу» или пишут неведомому им священнику за благословением, где найти жену, делать ли хирургическую операцию, в какой институт поступать сыну, лечиться или не лечиться.
Люди просто ищут, кому отдать себя в духовное рабство, не желая при этом воспользоваться дарами Бога — свободной волей, разумом и даром рассуждения. То есть думать и оценивать ситуацию человеку самому вроде бы уже не надо — ведь батюшка благословил… И идут спрашивать благословение на все, начиная от медицински необходимых процедур вроде удаления миндалин или вопроса о том, делать или не делать ребенку прививки (причем необходимость эту может определить только врач, а не священник) до опасных вещей вроде родов на дому или оздоровления по системе госпожи Кравченко…
Это нездоровая и ненормальная практика. Подобного рода заблуждения происходят из-за слабого понимания людьми того, что есть Церковь и для чего она существует. Можно подумать, что духовная жизнь в Церкви нам даётся только для того, чтобы вывести из почек камни. Но ведь, на самом деле, цель в том, чтобы двигаться к Богу.