МАРИИНО СТОЯНИЕ.

Публикуется по изданию: Протоиерей Димитрий Дудко. Из виноградника Божия. Проповеди. М., 2010 г.

Мариино стояние — народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста (чаще всего в среду вечером), на которой читается Великий канон св. Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской.
В последний раз в этом Великом посту мы читали покаянный канон Андрея Критского, на нашу душу ложились святые слова покаяния: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Слышали и припевы: «Преподобный отче Андрее, моли Бога о нас! Преподобная мати Мария, моли Бога о нас!»

Покаяние — вот то, чем мы можем спастись. Какие бы дела добрые мы ни совершали, хвалясь ими, мы превращаемся в фарисеев, смотрящих только на внешность, а внутри — как гробы, полные всякой мерзости. Ибо делами закона мы не оправдаемся, никто не в состоянии совершить таких дел, которые покрыли бы наши злые дела. Покаяние — вот то, что стоит выше всего. Через покаяние многие достигли спасения.
Нашему вниманию Церковь предлагает житие преподобной Марии Египетской. Некогда великая блудница через покаяние стала великой праведницей. Покаяние требует от нас таких трудов, каких не требуют наши добрые дела.
Это только некоторым кажется, что легко каяться. Покаяние — неимоверно тяжкий труд. Покаяние не заключается в том, чтобы мы сказали: «Каюсь!» — даже призывая помощь Божию. Напрасно обольщаются те, кто думает, что, сказав на исповеди свой грех, мы не должны уже ничего больше делать. Назвать грех — это только положить доброе начало, а впереди предстоит огромный труд… Если не будет этого труда, наши слова могут так и остаться только словами.
Но сказать с решительностью это первое слово – много значит. На пути много будет всяких обольщений, но нам нужно помнить первое слово.
Мария Египетская занималась такими блудными делами, о которых ей трудно было впоследствии рассказывать подвижнику Зосиме. Она думала, грех — это удовольствие, и он ей откроет везде дверь. Но вот она столкнулась с первым препятствием, когда хотела пройти в храм на празднование — волна людская всегда оттесняла её, и она увидела в этом указующую руку Божию. Взмолилась Пресвятой Богородице, и та помогла ей пройти в храм на поклонение Животворящему Кресту Господню. Поклонившись, она твердо решила порвать с грехом, не раздумывая, отправилась в пустыню. 17 лет она провела в блудодеянии, 47 лет провела в покаянии. Каких искушений она ни испытала, но всё преодолела с помощью Божией.
Помощь Божия — это не то, что Бог за нас будет делать, как утверждает народная молва. Бог помогает тем, кто сам делает. Когда Марию Египетскую одолевали искушения, она падала на землю и молилась. А что в таком случае мы делаем?
Вспомним о своей молитве. Мы не только молимся небрежно, но ещё и молимся не всегда, а у нас искушений не меньше, чем было у Марии Египетской. Пустыня нашей жизни такие таит в себе соблазны, которых, может быть, не видели и древние подвижники. А преодолевать надо.
Подвижники, прошедшие до нас путь покаяния и получившие опыт, помогут нам. И вот первая, кто нам поможет, — преподобная Мария Египетская. Когда она молилась, преподобный Зосима видел, как она приподнимается над землёй. Силу её молитве дало её покаяние, покаяние — крылья для того, чтоб парить над землёй. Только через покаяние мы можем избавиться от грехов. А грехов у нас бездна.
Почему мы не ужасаемся этой бездне? Потому что не видим ее. Если б увидели эту бездну, с какой силой мы бы закричали: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!»
Мы часто медлим с покаянием. Вот ещё немного погрешим, а потом и раскаемся. Такой расчет — это обман. «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается!» — поется в Великом каноне. Жизнь наша стремительно сокращается, и конец очень близок. Покаяние нельзя откладывать, ибо можем не успеть.
Как Мария Египетская решилась, и сразу переплыла за реку Иордан, так и нам с грехом нужно рвать сразу. Вот что ты медлишь: «Ещё один глоток!» — а вдруг этот глоток будет смертельным?
Покаяние приводит нас к воскресению. Пятая седмица Великого поста, ещё немного — и будет Воскресение Христово, Пасха. Пасха — это не земной праздник, Пасха — праздник небесный, и по-небесному, через покаяние, мы к нему должны готовиться.
Вот спросим себя сейчас, с каким грехом мы порвали в этом году?
Без освобождения от грехов не увидеть Пасхи, хотя бы по-земному мы её и достигли.
Пасха — освобождение от грехов, примирение наше с Богом и друг с другом.
Будем же торопиться восполнить свой пробел.
Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Преподобная мати Мария, моли Бога о нас! Аминь.

ИСТОЧНИК

Что такое стояние Марии Египетской?


Стояние святой Марии Египетской (Мариино стояние) — это богослужение (утреня) продолжительностью пять-семь часов, на которой полностью читают Великий канон святого Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской.

Согласно церковному календарю, Мариино стояние совершается в четверг пятой седмицы Великого поста (в 2014 году — 3 апреля), однако само богослужение проходит в храмах накануне вечером в среду (2 апреля в 2014 году).

Кто такая Мария Египетская?

             Мариино стояние — так в народе называют службу, посвящённую подвигу преподобной Марии Египетской, которая после греховной молодости провела 47 лет в пустыне в покаянии.
             Её житие описано святым Софронием Иерусалимским, а представил это житие вместе с каноном преподобной Марии святой Андрей Критский, который был послан Иерусалимским патриархом Феодором на VI Вселенский Собор в 692 году н. э.
Родилась Мария в Египте в середине V века н. э. Согласно преданию, в 12 лет девочка покинула родительский дом и отправилась в Александрию, где стала вести разгульную жизнь.
               Однажды Мария отправилась на корабле, перевозящем паломников в Иерусалим, на праздник Воздвижения креста Господня. Сойдя на берег, она пошла вслед за остальными, но, войдя в притвор, не смогла переступить порог храма — её удерживала какая-то сила. Осознав своё недостоинство и раскаявшись, она начала молиться перед иконой Богородицы в притворе храма. После этого она смогла войти в храм вместе с народом и поклониться Животворящему Кресту. А покинув церковь, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший: «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».
                Мария отправилась в путь, и, приняв причастие в храме Иоанна Предтечи близ Иордана, перешла Иордан и поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах. Первые 17 лет Марию преследовали блудные страсти и воспоминания о прошлой жизни:
                        «Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слёзы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню».
                  После многолетних искушений страсти оставили её, одежда истлела от ветхости, но, как повествует житие, «с того времени сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело».
                  Единственным человеком, который видел Марию после её ухода в пустыню, стал иеромонах Зосима. Он, следуя уставу Иорданского монастыря, удалился на время Великого поста в пустыню для поста и молитвы. Там он и встретил пустынницу, иссохшую и нагую, и отдал ей половину своего гиматия*, чтобы она могла прикрыть наготу. Он видел, как во время молитвы она поднялась над землей. Зосима, исполненный благоговения, просил Марию рассказать ему о своей жизни. Она исповедала ему всю свою жизнь и попросила вернуться через год и причастить её, однако велела не переходить Иордан, а ждать её на другом берегу.
                Так старец и поступил — в Великий четверг он, взяв Святые дары, отправился на берег Иордана. Ожидая Марию, он увидел как та, подойдя в реке, перекрестила её и пошла по воде. В изумлении Зосима хотел броситься к ногам Марии, но она не позволила ему кланяться со Святыми Дарами в руках. Причастившись, Мария попросила его прийти к ней через год, но когда Зосима явился в в назначенное время, он обнаружил, что Мария умерла. Рядом с её телом на песке были начертаны слова: «Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей 1 апреля». Случилось это 1 апреля 524 года н. э. Тело Зосима похоронил, а вернувшись в монастырь, поведал другим монахам о подвижнице, долгое время жившей в пустыне. Предание о преподобной Марии передавалось из уст в уста, пока не было записано святым Софронием в VII веке н. э.
                Другие дни памяти Марии Египетской — воскресенье пятой седмицы Великого поста и день её смерти — 14 апреля (1 апреля по старому стилю).
Как служат «Мариино стояние»?
                       Богослужение в приходах начинается вечером в среду (по православной традиции утреню служат вечером предыдущего дня) пятой седмицы Великого поста. Во время службы, которая может длиться пять-семь часов, полностью читают Великий покаянный канон святого Андрея Критского, который уже читали по частям в первые четыре дня первой седмицы Великого поста, а также житие преподобной Марии Египетской.
                       Сам Великий канон состоит из 250 тропарей, великим он называется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. Напоминая, что пост — это время покаяния и очищения, весь канон преподобного Андрея направлен к тому, чтобы побудить человеческую душу к отвращению от грехов и к исправлению жизни.
В четверг пятой седмицы совершается Литургия Преждеосвящённых Даров, за которой можно причащаться, а также может совершаться невеликопостный колокольный звон («звон в красныя»), то есть колокольный звон средних по размеру («красных») колоколов.

----------------------------------------------------------------
*Гиматий — (др.-греч. ἱμάτιον, himátion — ткань; накидка) — у древних греков верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона.

http://www.aif.ru/dontknows/file/1136370


Назад к списку