О ПЕРВОЙ ЛЖИ. № 6 (76), июнь 2013 г.

О первой лжи (Деяния апостолов: 5, 1-11)

Чем ярче свет, тем гуще тени; и кому больше дано, с того больше и спросится. Много было предателей, но страшнее всех Иуда, потому что был в сонме учеников, вокруг Солнца правды.

И грехи первых христиан кажутся особенно уродливыми на фоне святости всей общины: «У множества… уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех них. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян.4,32—35).

И вдруг — этот случай с Ананией и Сапфирой. Они тоже продали имение, тоже принесли и положили к ногам Апостолов деньги. Но принесли только часть, а чтобы не выглядеть хуже других, сказали, что принесли всё. Апостол Петр обличил Ананию: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен». Та же участь постигла и его жену, которая пришла позже и повторила ту же ложь.

Если Всемилостивый Господь так сурово поступил, значит, тут произошло действительно нечто, из ряда вон выходящее; значит, здесь начиналось то, что надо было пресечь самым решительным образом.

А начиналась здесь ложь.

Бог вечен. Он всегда есть. А ложь, это как раз то, чего нет. Солгать человеку — низко. Но солгать Богу, Всеведущему и Всеблагому, пытаться подсунуть Ему пустоту вместо своего сердца, пытаться вставить в возводимую стену Церкви не камень, а пустоту, которая только имеет вид камня?!

Господь умертвил Ананию и Сапфиру, не дав им раскрыть рта. Кто решился солгать Святому Духу, тот будет оправдываться до конца, прилагая ложь ко лжи, и так неудержимый поток лжи хлынет в Церковь.

Господь сразу пресек это в назидание всем.

Этот единственный в своем роде пример показывает, насколько Христовой Церкви чужда ложь во всех ее видах: как притворство, как мнительность и подозрительность, как лицемерие, как ханжество, как все, что имеет лишь вид благочестия, но не имеет его силы. Этот пример живо показывает, какой смертоносный меч готовит себе лжец.

Преподобный Дорофей пишет, что «нужно большое внимание, чтобы нам не быть окраденными ложью, ибо лжец не имеет общения с Богом».  Ложь чужда Богу.
В Писании сказано, что ложь от лукавого, который, собственно, и есть ложь, поэтому он же есть и отец всякой лжи (Ин.8,44).

А истина есть Бог, ибо Он Сам говорит: «Аз есмь путь, истина и жизнь» (Ин.14,6).

Видите, от Кого мы отлучаем себя ложью, и с кем ложью соединяемся?

Так что если хотим спастись, должны всеми силами хранить себя от всякой лжи, чтобы она не отлучила нас от Истины и жизни.

Протоиерей Вячеслав Резников.

О Правде и Лжи. (Притча 1.)

Услышал человек, что есть на свете правда. Пошел ее искать.

Идет себе, видит – Ложь идет.

– Куда, человек, идешь? - спрашивает.

– Иду Правду искать!

– Вот, хорошо! - Говорит Ложь. – Я тоже хочу Ее хоть раз увидеть, а то никогда не встречала!

И пошли они вместе.  Пришли в один край, спрашивают:

– Правда здесь есть?

– Была, ушла только что! Куда – не знаем! – отвечают им люди.

– Пошли человек и Ложь дальше правду искать. Пришли в другой край, опять спрашивают:

– Была здесь Правда?

– Была! – отвечают им. – Где-то неподалеку ходит. А кто это с тобой? – спрашивают у человека.

– Это Ложь! – отвечает.

А люди удивляются:

– Да кто же Правду может вместе с Ложью найти? Ты прогони Ложь! – советуют...

 – И то правда! – изумился человек и прогнал от себя Ложь. Только прогнал, глядь – Правда заходит!

–  Здравствуйте, – говорит, – добрые люди!

 Вот чудеса-то!

Монах Симеон Афонский.

Прозрение. (Притча 2.)

Пастухи убили молодую львицу, когда та охотилась на овец. Умирая, она произвела на свет львенка.

Маленький хищник остался в отаре и вырос среди овец. Прошли годы, малыш превратился во взрослого могучего льва, однако считал себя овцой. Он блеял и боялся других животных, как настоящая овца.

Как-то раз на отару напал другой лев. Как же он был удивлён, когда в пылу погони увидел странную картину – льва, спасающегося бегством и  блеющего от страха. Он попытался приблизиться к нему, чтобы сказать ему, что негоже ему бояться, ведь он лев, но при его приближении овцы убегали, а вместе с ними убегал и лев-овца.

Делать нечего, стал лев выжидать более удобного случая. И вот однажды он увидел льва-овцу сидящим и, прыгнув к нему, крикнул издалека:

— Ты – лев! Что ты тут делаешь? Почему ты, могучий лев, ведёшь себя как трусливая овца? Что на тебя нашло?

— Нет, я овца! – проблеял тот, трясясь от ужаса.

Лев, выросший в отаре, объяснил, что он овца и родители учили его блеять и спасаться бегством от могучих львов, наводящих страх на всё живое.

Хищник подвёл молодого льва к ближайшему озеру и сказал:

—  Смотри, это мое отражение, а это – твое!

И тут ЛЕВ прозрел. Блеяние его вмиг исчезло и раздался могучий, как гром, рык:
он открыл в себе прежде неведомые силу, отвагу  и величие.

Так и человек, наученный врагом подобно ему быть рабом лжи и страстей, забывает, что по природе он – образ и подобие Божие и посему негоже ему бояться козней и обольщений вражеских и идти у них на поводу.


Назад к списку