Остерегайся своих мыслей, ибо мысли слышны на небе (Блаженный АВГУСТИН). №9 (19), сентябрь 2008 г.

В предыдущих выпусках «ГОЛОСА ОБИТЕЛИ» мы  рассматривали вопросы о том, насколько важно в жизни каждого человека наблюдать за собой и какое место при этом занимают наши ПОМЫСЛЫ о себе и обо всём, что вокруг нас. Сегодняшний выпуск «ГОЛОСА» состоит исключительно из цитат, как взятых из трудов известных учителей Церкви, так и цитат безымянных, взятых из патериков, прологов, лавсаиков и других богомудрых источников.

Итак, снова о ПОМЫСЛАХ из уст мудрых и искушенных наставников.

  • Не подумай  когда-либо нерадеть о помыслах, ибо никакая мысль не может утаиться от Бога (св. Марк Подвижник).
  • От помыслов и грех бывает, как от корня – дерево или как от семени – плод. Отсеки корень – и дерева не будет; подави семя – и плод не взрастёт (свт. Тихон Задонский).
  • Грех человека уничтожается исповеданием, а самые корни греха истребляются борьбою с греховными помыслами и повторениями исповедания, когда помыслы начнут одолевать (свт. Игнатий Брянчанинов).
  • Нужно заботливо сопротивляться всякой страсти: гневу ли, гордости, зависти, тщеславию и делать это сейчас же после появления этих страстей, не соглашаясь с тем, что внушает нам враг невидимо. Нельзя давать этим помыслам и минуты пробыть в душе, укорениться в ней, ибо чем позже начинаешь с ними бороться, тем труднее становится борьба и Ангел-Хранитель может отступить от нас за несопротивление злу, греху
  • Враг знает, что победа человека и одоление его, и сокровище его, и защита, и всё у подвижника производится помыслом его, и совершается в краткое мгновение, только бы помыслу подвигнуться и с оной высоты сойти на землю, и произволением на одно мгновение показать своё согласие.
  • У людей, старающихся проводить духовную жизнь, бывает самая тонкая и самая трудная война через помыслы: каждое мгновение жизни – война духовная (св. Иоанн Кронштадский).
  • Как не удерживаешь скорпиона за пазухою, так не  держи худого помысла в сердце своём (авва Евагрий).
  • В скорбных помыслах нет никакого толку: от скорби не избавляют, никакой помощи не приносят, только расстраивают душу и тело – значит, они от бесов – и надобно их отгонять от себя. Отгоняют же скорбные помыслы благодарением: «Слава Богу за всё!».
  • Праздность умножает худые помыслы.
  • Не так страшны все демоны, как следование собственному сердцу, то есть помыслам, а не закону Божию.
  • При мыслях осуждения других надо переходить на осуждение, укорение себя и воспоминание своих грехов.
  • Обрати внимание на деятельность своего ума и увидишь настоящий толкущий рынок: сколько в нём пребывает помыслов и в основном пустых (игум. Антоний).
  • Отчего душа иногда побеждается помыслами? Оттого, что не противится им, дозволяет им входить внутрь, и они, находя там себе пищу, понемногу расстраивают душу (Ефрем Сирин).
  • Худые помыслы бывают оттого, когда кто думает о себе, что живёт хорошо, или думает, что молится усердно, а других осуждает. За это и попускается сей бес (иеросхим. Макарий).
  • От многих разговоров овладевает человеком рассеяние мыслей и леность к трудам и подвигам, а особенно к молитве.
  • Памяти смертной враг боится больше всего, больше молитвы, и всё своё лукавство употребляет на то, чтобы отвлечь человека от этой памяти, увлекая чем-либо земным (архиепископ Варлаам Вятский).
  • Всегда вспоминай и размышляй о краткости сей жизни, о тленности благ земных и скоротечности мирских удовольствий. Содержи сие в памяти и молись ко Господу, да пребудет благодать Его с тобою.
  • Случается, что после трудов доброделания, диавол находит случай обольстить человека или самооправданием, или возношением, или вложив в него помыслы неверия, или помыслы злого произволения и не только погубляет все труды его, но и удаляет его от Бога; и чего не мог достигнуть через дела, то производит через один помысл: ибо бывает, что и один помысл может удалить человека от Бога, если человек примет его и подчинится ему
  • (преп. Дорофей).
  • Нет пустее голов, занятых собою.
  • Тщательно Бог взирает на мысль твою… и усматривает, как ты взыскиваешь Его: от всея ли души или с небрежением и леностью – и тогда уготовляет тебе победу (преп. Макарий Великий).
  • Когда ум не внимает словам молитвы, но занят пустыми помыслами и мечтаниями, тогда молитва окрадывается и уничтожается, а оскверняется она, когда во время её ум, отвлекшись от слов, обратит внимание к греховным помыслам и мечтаниям.
  • Иногда одно презрение к худому помыслу отгоняет невидимого врага, а сопротивление только умножает его силу и раздражает.
  • …С каждою мыслию, доброю или недоброю, желанием, намерением, словом или делом происходят соответствующие перемены в сердце – спокойствие или беспокойствие, радости или скорби (св. Иоанн Кронштадский).
  • Кто не любит уединения, безмолвия, тишины, тот не может наблюдать своего сердца, мыслей, слов, разговоров, и потому произвольно уклоняется от Царствия Небесного и увлекается в прелесть (обман) древней злобы (диавола).
  • Великая ошибка и ошибка всеобщая – почитать всё, возникающее в нас кровною собственностью (т.е. худые чувства, злые мысли, страстные движения души).  Заметив приближение врага (начинающееся возбуждение или помысла, или страсти, или наклонности), прежде всего спеши осознать, что это – враг. Кто хочет вести брань с собою, тот должен разделить себя на себя и врага, кроющегося в нём.  Отделив от себя  известное порочное движение и осознав его врагом, передай затем это осознание и чувству, возроди в сердце неприязнь к нему. Это самое спасительное средство к прогнанию врага (свт. Феофан Затворник).
  • Чтобы приучить себя любить всякого человека, надо при встрече с ним мысленно просить Бога о спасении его.
  • Гневаться позволительно только на свои дурные мысли, на свои грехи и на самый гнев свой.
  • Когда ум от Святых книг только будешь острить, но волю не будешь исправлять, то от чтения книг злейший будешь, нежели прежде был, поскольку злейшими бывают учёные и разумные дураки, нежели простые невежи (свт. Тихон Задонский).
  • Диавол тем, которые бодрствуют, трезвятся и себе внимают, не только не вредит, но ещё и пользу приносит, не по своему желанию, которое есть злое, но по причине постоянства тех, которые злобу его себе в пользу обращают. Не от силы диавольской побеждаемся, а от своей слабости (свт. Иоанн Златоуст).
  • Поставьте себе законом, всякий раз, как приключится беда, т.е. нападение вражие в виде худого помысла или чувства, особенно когда помыслы не отступают, не ограничиваться одним отражением и несогласием, но присоединять к нему молитву, до образования в душе противоположных чувств и мыслей. И всегда этим завершайте свою брань с грехом  (свт. Феофан Затворник).

 ГОСПОДИ, ДАЖДЬ МИ МЫСЛЬ БЛАГУ !

Продолжение в следующем номере.


Назад к списку