Чего не купишь за деньги. №9(9) ноябрь 2007г.

В прошлом номере нашего листка мы рассмотрели тему денег и пришли к выводу, что у малосостоятельных людей проблемы чаще всего реально разрешимы, а у более обеспеченных – нет.  Высокие доходы,  бесспорно, облегчают материальную жизнь, зато в духовном плане они создают тягостные личные и межличностные ситуации, не решаемые с помощью денег.

Современные психологи утверждают, что одна из главных проблем человека, возникших с середины ХХ века – опустошенность души. "Человек не может слишком долго жить в  состоянии пустоты. Если он не стремится к чему-либо, то не просто наступает застой, но сами заблокированные потенции (т.е. неиспользуемые силы души), превращаются в болезни и отчаяние, а, может быть, и в разрушительную деятельность".

Во всём мире растёт число психотерапевтов самых разных направлений, которые жалуются на преобладание у пациентов "принципа удовольствия" с "одновременным забвением и подавлением духовных и религиозных начал". Многие неврозы и физические заболевания, некоторые формы наркомании и алкоголизма проистекают от утраты смысла жизни

Психиатры и психотерапевты с огромной тревогой отмечают у пациентов  всё возрастающее чувство внутренней пустоты (экзистенциальный вакуум), вспышки депрессий,  страха (фобий),  истерических  и  маниакальных  реакций.

Особую группу неврозов (до 20% от общего числа) составляют, так называемые, "ноогенные". Они проистекают из нерешенных, либо неправильно решенных, духовных проблем, когда человек поступает вопреки велениям совести  (вспомним выпуск №4 "Голоса обители": "…совесть – это реакция нервной системы на противоречие между поступком и убеждением").  Эта форма неврозов отличается от всех остальных. При ноогенных неврозах наблюдается иная диагностическая и клиническая картина, которая не вмещается в рамки традиционной психиатрии.  

Совесть напоминает о жгучих внутренних проблемах особенно по ночам, порождая, своего рода, ноогенную бессонницу. Болезнь не щадит никого. Простые смертные, гении, молодые, пожилые, бедные, богатые – все подвержены ей.  Душа скорбит, словно  "у бездны на краю", и пытается забыть (а ещё лучше – зачеркнуть) своё нежеланное прошлое. Обида и боль мгновенно заслоняют всё хорошее и приятное. Человек отчаянно, но абсолютно безуспешно пытается убежать от мучительного переживания собственных ошибок и опустошенности души.

Бессонница, как и сон, - чуткий духовный барометр. Она напрямую зависит от состояния нашего внутреннего мира. Не случайно святые отцы советуют тщательно готовиться ко сну: покаяться в грехах прожитого дня, со всеми примириться, прочитать вечерние молитвы и хотя бы одну главу Евангелия.

Необходимо регулярно пить святую воду и окроплять ею жилище; воздерживаться от азартных игр, суетных разговоров и выяснения отношений путём ссор и конфликтов.

Страдающие ноогенной бессонницей вынуждены часто прибегать к снотворным, чтобы забыться и заснуть. И хотя сон наступает, но дорогой ценой:  путём самоустранения от важнейших духовных проблем. Поэтому многие люди намеренно  (например, с помощью лекарственных препаратов)  заглушают голос совести, признавая его психотравмирующим фактором, источником душевного кризиса. Вот и получается: грешник, а спит как младенец.

По мере роста преклонения перед материальным благосостоянием, увеличения числа психических расстройств и психологических аномалий, всё более актуальной, особенно для молодёжи, становится проблема скуки.  Заметное сокращение трудового времени, безработица (вынужденная или добровольная), и т.д. ведут к тому, что большинство людей не знают, как распорядиться своим досугом. Чтобы занять себя и "убить" время, человек "с головой" погружается в любую деятельность: в пустые никчемные   хобби, увеселения, алкоголь, компьютерные игры и т.п., которые не питают душу  и не созвучны её истинным чаяниям. Это  способ бегства от себя и от Бога. В любом случае, скука – это безблагодатное состояние, которое легко перерастает в греховное, те в праздность, леность, уныние,  депрессию.

Проистекает скука из пустого, бездуховного досуга, от непонимания смысла свободы и рождает злоупотребление свободой. Мифы и миражи  о свободе отстраняют человека от подлинного источника свободы – от Бога. Поэтому из внутренней опустошенности и скуки возникает сначала внутренняя дезориентация, затем – внутренний протест, а потом бунт против порядков окружающей действительности. Постепенно человек впадает в иллюзию нравственной вседозволенности, ложно понятой как "свобода", снимает с себя "тормоза" ответственности, заглушает голос совести и смело окунается в духовный омут. Скука – это путь в капкан псевдосвободы.  Человек  думает, что сам распоряжается своими желаниями, потребностями, интересами и т. д. На   самом же деле, он внутренне связан.  В конечном счёте, дурные привычки становятся его "второй натурой" и вытесняют "первую", что чревато разладом психики, душевным дискомфортом и гибельными попытками избавиться от этой тяжести с помощью алкоголя, наркотиков, сексуальных извращений, асоциального поведения. Порочный круг замыкается.

Христианские авторы исстари подчёркивали значение телесного труда в борьбе  со скукой. В православном аскетическом богословии труд рассматривается как  эффективный приём для господства не только над внешней природой, но и над страстями. Труд помогает  противостоять греху. Знаменитый афоризм апостола Павла гласит: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».  (2Фес. 3:10).   

Симптомом утраты смыслы жизни служит и, так называемый, "онтологический шок" – страх, отчаяние, безнадёжность, связанные с осознанием бессмысленности существования. Изначально человеку присуща потребность  верить в закономерность и неслучайность  развития Вселенной. Утрачивая эту веру, он испытывает чувство безысходности, потерянности, отчуждения от того, что придаёт жизни высшую ценность и смысл. Архимандрит Платон (Игумнов) полагает, что отчуждённость от Бога переживается как состояние покинутости, необъяснимой тоски, внутреннего одиночества, обречённости и бессмысленности личного существования. Это – одно из самых драматических последствий греха. "Поляризованная (духовно расколотая) личность постоянно мечется в своих противоречиях, обнаруживает в себе утерю чего-то важного и жизненно необходимого, отсутствие "жизненного стержня". Такая личность внутренне надломлена и одинока, чужда для всех. Её жизнь лишена нравственного смысла и цели".

Святоотеческий взгляд на отчуждение (говоря современным языком)  свидетельствует, что в той или иной мере каждый из нас ищет себя, находится на пути к своему идеалу, стремится исполнить своё назначение на земле (реализовать план Божий). Человек открыт будущему (наличие жизненной цели – это и есть устремлённость в будущее). Отчуждение же состоит в том, что он заслоняется от этого будущего. А поскольку абсолютным будущим является Бог – Источник жизни вечной, то отчуждение оказывается разобщенностью, замкнутостью, закрытостью по отношению к Богу. 

Такое состояние христианство врачует молитвой, покаянием, надеждой на Бога, учением о бессмертии души, о "воскресении мертвых и жизни будущего века".

АМИНЬ.

 


Назад к списку