От греховного помысла к покаянию (Продолжение. Начало в №2(24), 2009 г.) №3(25), март 2009 г.

Ход развития помысла в нашей душе отмечается в аске­тических творениях в следующих шести моментах.

Первый шаг: на поверхности сознания человека появляется представ­ление о каком-нибудь злом деле: это есть простое напомина­ние нам со стороны духа злобы о существовании какого-то преступного явления. Это попытка духа злобы склонить че­ловека на грех, нарушить ровное состояние его души введе­нием в область сознания греховного представления. На языке аскетов это первое движение помысла называется приражением, или прилогом: на чистом и ясном поле сознания появляется прилог, или греховное пред­ставление. Прилог может появиться извне, но часто бывает и внутренним. Воля человека в первом моменте помыс­ла совершенно бездействует, поэтому этот момент у аскетов не считается грехом (то есть, не подлежит нравственному вменению).

Второй шаг: вслед за приражением, или прилогом, наступает сдружение, или сочетание - это принятие помысла, внушаемого врагом, появление заинтересованности,  соединенное с удоволь­ствием собеседование с ним, которое происходит уже по произволению человека. Помыслы человеческие и по­мыслы демонские в этот момент одинаково появляются в преде­лах нашего сознания, но без активного влияния на волю. В этот момент воля вступает в свое действие, но оно еще не имеет определенного содержания и характера, то есть, не конкретизировано. Когда в сознании является представление греховного прилога, воля как бы спускается в тайники человеческой души на внутренний совет. Она приводит в сознание человека два но­вых представления: с одной стороны - показывает насколько  демонский прилог созвучен  гнездящемуся в душе первородно­му злу; с другой - напоминает  высшие нормы нравственной жизни, то есть, Заповеди Господни. Воля как бы наводит справки о том, сколько в душе дан­ных за и против согласия с грехом, но еще не склоняется ни на сторону добра, ни на сторону греховного прилога. Полного нравственного вменения духовное состояние человека в этом случае иметь еще не может в силу своей неопределенности, но обличает уже некоторое несовершенство воли, выражающееся в ее колебании между добром и злом.

Вслед за этим наступает третий шаг, который прп. Ефрем Сирин обозначает термином "страсть" в смысле "навыка к помыслу", а не в обычном смысле страстей, как определенных порочных состояний души. Зло в душе человека склонени­ем воли соединяется с прилогом и осложняется направлением к злу. Душа уже соуслаждается с демонским прилогом, склоняется к совершению злого дела, но своего полного согласия еще не дала. Этот момент - как бы начало духовной болезни, то есть, первые её симптомы, которые могут перерасти в болезнь, а могут и нет.

Наступает четвертый момент (четвертый шаг) - внутренняя борьба пред­ставлений добра и зла. Этот момент может быть более или ме­нее продолжительным, смотря по тому, насколько наша душа привязана к добру и готова противостоять этому прилогу. Это именно то состояние, о котором апостол Павел сказал: "Плоть похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу проти­вятся" (Гал. 5, 17).

Пятый шаг - это внутренняя борьба добра со злом, которая заканчивается пленением, т. е. решительным склонением воли в сторо­ну зла.

Наконец, когда воля сделала выбор между добром и злом, наступает время шестого шага: дается согласие души на приведение помысла в действие. В данном случае, при склонении воли ко злу, душа дает согласие на совершение греха.

грехов­ность помысла, приводящего ко греху, В том именно и состоит, что он является результатом сопоставления (сравнения) добра со злом и сознательного выбора зла после борьбы между ними.  Другими словами, грех совершается тогда, когда человек САМ принимает  решение отдать победу злу.

"Когда благодать Божия приходит посетить нас, то встречает в сердцах наших зловоние нечистых помыслов, тот­час отступает, не находя себе входа, чтобы вселиться и обитать в нас, как ей угодно; и разве только светоносной своей сладо­стью производит впечатление на сердце, чтобы ощутил чело­век, что благодать посещала его, но не нашла себе входа, и что­бы, таким образом, усладившись озарением благодати, взыскал он ее" (прп. Ефрем Сирин).

Ввиду постоянной готовности со стороны Божествен­ной благодати озарить сердце человека, просветить его внутреннее око, возродить помышление, человек не имеет никакого нравственного права ссылаться на свою беспомощность, на непроизвольное пленение грехом. Напротив, сознательность в процессе развития греховного помысла обличает его перед вечной правдой в том, что он, зная до­брое, выбрал злое; влекомый благодатию Божией, уклонился все-таки вослед диавола. В этом весь ужас нравственного по­ложения человека: ему помогает благодать Божия, к добру влечет его прирожденный ему образ Божий, тем не менее, ему самому предоставлен выбор на распутии добра и зла. Но здесь же и противоядие от нравственного ужаса -  со­знание того, что человек все-таки не одинок среди обуревающе­го его греха, милость Божия его не оставляет ни на минуту. 

Говоря о помысле, мы до сих пор исследовали лишь об­щий ход его возникновения и развития. Но помысел всегда имеет определенный характер: он или греховный, или добрый, в этом его значение для духовной жизни. Но греховный помы­сел сам по себе имеет всегда определенное содержание: грех известен нам как событие с определенным греховным состояни­ем, но не как грех вообще. Элементарных греховных помыслов у всех святых аскетов указывается восемь. Выше мы перечислили их по Ефрему Сирину (см. "Голос обители" №2(24), 2009 г.). Сообразно этим восьми помыслам в душе человека образуются страсти того или дру­гого рода. Страсть понимается у святых аскетов как порочное, греховное состояние, пленившее в послушание себе (то есть, поработившее) волю че­ловека.

 


Назад к списку