История монастыря.

На тихой тенистой измаильской улице  Папанина расположен Свято-Константино-Еленинский монастырь. По благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Агафангела Митрополита Одесского и Измаильского в 2001 году одноименный приход был преобразован в мужской монастырь для возрождения
в г. Измаиле монашеской жизни.

История православия в нашем крае, как и история нашего монастыря, насчитывает много белых пятен. Когда румынские войска уходили из Измаила, они забрали с собой все документы, надеясь возвратиться обратно. Поэтому сведения о монастыре сохранились самые скудные.

С 1864 года Измаил входит в состав Нижне-Дунайской епископии Кишинёвской епархии.  Подчинялась епископия Синоду Румынской Православной Церкви. 

С 1864 по 1878 год епископию Нижнего Дуная, с резиденцией в Измаиле, возглавлял епископ Мелхиседек, оставив добрую память о своём правлении. Он проявлял заботу о сохранении исторических памятников Измаила и церквей, находящихся в бывшей крепости: ходатайствовал в Министерство культуры о выделении материальных средств на их содержание; способствовал преобразованию Измаильской духовной школы   в государственную семинарию, лично опекал семинаристов. Епископ Мелхиседек – автор многочисленных  исторических, богословских и археологических трудов.

Память о добром пастыре нашла отображение в наименовании улицы его имени – улица епископа Мелхиседека, позже  Архиерейская (современная Папанина).

С 1918 года румынская епископия возобновляет свою работу на территории Измаильского, Кагульского и Аккерманского уездов,  преобразовываясь с 1923 года в епископию Четатя-Албэ – Измаил.

В это время в Измаильском уезде насчитывается
3 округа и 39 приходов. В Измаиле находится  епархиальное  управление и место пребывания Архиерейского двора – Константино-Еленинский мужской монастырь на улице Архиерейской.

По преданию жителей, на месте нынешнего храма стоял деревянный  в честь святого равноапостольного князя Владимира, который впоследствии сгорел. Поэтому в 1930 году  было принято решение о постройке каменного храма. В 1935 году строительство было завершено. Освящение храма  состоялось в 1936 году в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены.

С 1918 по 1940 год  наш город входил в состав Румынского королевства, что и повлияло на  архитектуру храма, отражающего в себе румынские строительные традиции. Автор проекта архитектор Улинич. Стиль румынский, план – триконический.

Епископ Измаильский Дионисий возглавив строительную комиссию, внёс значительный вклад в воссоздание на месте старой деревянной церкви новой  кирпичной - "Архиерейской", как её называли неофициально. Средства на строительство выделялись епископией, жертвовались населением, и, когда они истощились, был сделан заём  в румынском банке.

К сожалению, волна воинствующего безбожия захлестнула и эту, как и многие другие, молитвенную лампаду. В 1962 году монастырь был закрыт, иконы и церковная утварь были розданы по разным храмам. В частности,  чтимая храмовая икона Божией Матери «Благоуханный Цвет», прославившаяся многими чудесами и исцелениями, была передана на хранение в Болградский Спасо-Преображенский собор. В этом же году в Константино-Еленинском храме был открыт музей  атеизма.  

Однако, и в это суровое время Господь являл Свои чудеса для укрепления веры и терпения тех, кто не предал Его. Еще живы свидетели, видевшие удивительное чудо, которое Господь явил здесь во времена гонения на церковь Христову в середине 50-х годов. По свидетельству и со слов  протоиерея Михаила, коренного жителя Измаила стало известно следующее.

«Как-то рано утром рабочие проходили мимо церкви. Несколько «смельчаков» - хамов, увидев свет в храме и приоткрытую дверь, вошли внутрь и увидели, что служит один только священник без хора, дьякона и прихожан, и они спросили с насмешкой: «Кто вам тут поет»? «Мне поют Ангелы» - ответил архимандрит Сергий (Химич), человек, удивительным образом пришедший на служение Богу во время второй мировой войны. В окружении под шквальным огнем он попросил у Царицы Небесной сохранить ему жизнь и обещал стать монахом. Милостью Божией и заступничеством Богородицы смерть его миновала, а после войны в монастырь Св. Константина и Елены вошел монах Сергий, грудь которого была увешена боевыми наградами.

Через небольшой промежуток времени архимандрита Сергия переводят служить в Покровский Собор, а оставшийся без священника храм решают превратить в музей атеизма. В связи с этим, решили убрать кресты, которые, по мнению «специалистов», дурно влияли на воспитание молодого поколения. На глазах у большого количества горожан, варварским методом сорвали крест с алтаря, с купола, а когда зацепили трос за крест на колокольне, почему-то тоненький хрупкий крест спокойно сопротивлялся гусеничному трактору. Господь явил небесного воина – Ангела, удерживающего своей десницей крест. Это был тот Ангел, который и ранее являлся на колокольне. Срочно вызвали отряд пограничников. Они должны были положить конец происходящему недоразумению. Один из военных спросил: «Почему не уберете Его с колокольни?» Батюшка ответил: «Если сможете – уберите». После чего на глазах у огромного количества людей пограничник сам вошел в храм и стал подниматься на колокольню. Но через несколько минут он спустился вниз. Это был бледный, как стена, испуганный и ничего не понимающий человек, у которого после этого случая пропало всякое желание бороться с Ангелами. По его команде наряд военных пограничников уехал с места происшествия, а тракторист больше не пытался сорвать хрупкий крест. Трос отцепили. Уехал трактор. А собравшиеся измаильчане видели, как Ангел со свитком, словно ступая по невидимым ступеням, плавно начал подниматься в небо, а над колокольней остался крест – свидетель чуда, который и поныне венчает её».

Только через 30 лет, 9 февраля 1992 года храм был снова открыт и зазвонил единственный уцелевший колокол, который сохранился только потому, что невозможно было его снять.

В 2001 году по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела мужской монастырь был возрождён. Первая литургия состоялась 27 сентября в день празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

В настоящее время в обители  проживают 15 насельников, которые ежедневно совершают богослужения в храме, вознося молитву Богу,  испрашивая великие и богатые милости всем нуждающимся в Божественном предстательстве и помощи.

В 2002 году монастырь возглавил архимандрит Сергий (Михайленко).  В 2004 году в обитель была возвращена из Болграда чудотворная икона Божией Матери «Благоуханный Цвет». 

В 2006 году храм бы отреставрирован.

В монастырском храме находятся особо чтимые святыни: чудотворный образ Божией Матери «Благоуханный Цвет»; семейная икона святых царственных мучеников – образ Божией Матери, именуемый «Фёдоровская»; икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте»; икона покровителей семейного очага мучеников Гурия, Самона и Авива; 2 ковчега с частицами мощей святых угодников Божиих и другие святыни.

Ежедневные службы в храме позволяют прихожанам получать молитвенную помощь в любое удобное для них время.

Каждое воскресенье после ранней литургии совершается молебен перед чтимой иконой Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" с грошиками, после поздней литургии -молебен перед иконой Божией Матери «Благоуханный Цвет», а по вечерам – акафист в честь этой же иконы.

Каждый вторник в 730 утра, перед литургией, служится акафист святым равноапостольным царям Константину и Елене, а по четвергам в это же время – водосвятный молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» о помощи страждущим от недуга алкоголизма и наркомании.

Постоянно благоустраивается территория монастыря. Так, трудами насельников обители создан «уголок для души» - пруд, на фоне которого любят фотографироваться молодожены.

При монастыре работают библиотека и церковная лавка, где можно найти ответы на многие вопросы духовной жизни.

С 2007 года в обители ежемесячно выходит монастырский листок «Голос обители», в котором систематически излагается учение православной церкви о грехе, покаянии и пути к  спасению души.

С 2008 года издаётся ежегодный настенный календарь обители, который можно приобрести в церковной лавке.

В 2010 году написан акафист Божией Матери в честь Её измаильского образа "БЛАГОУХАННЫЙ ЦВЕТ".

В 2011 году создан этот сайт, на котором кроме описания жизни обители можно найти много нужной и интересной информации о духовной жизни христианина в современных условиях и получить ответы священников на насущные вопросы.

В октябре 2011 года в обитель был возвращен евхаристический набор, на котором совершалась божественная литургия до закрытия храма в 1962 году. Этот набор сохранил протоиерей Всеволод  Страшевский, служивший в Измаильском Свято-Покровском кафедральном соборе в 1961 – 1966 годах. Ныне о. Всеволод пребывает на покое и проживает в г. Ананьев Одесской области.

В 2012 году феодосийским иконописцем Михаилом Адлером написаны 8 новых икон для киотов в храме.

В 2014 году завершена роспись трапезной. Настенные иконы, в числе которых есть образы всех святых покровителей братии обители, написал известный на международном уровне измаильский художник и иконописец Иван Иванович Шишман.

В сентябре 2014 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви было установлено общеепархиальное почитание иконы Божией Матери «БЛАГОУХАННЫЙ ЦВЕТ». Празднование в честь Измаильского образа совершается 27 ноября (новый стиль).

В октябре 2014 года наместник монастыря архимандрит Сергий (Михайленко) назначен благочинным храмов Измаильского  округа Одесской епархии.

В ноябре 2015 года во время визита Блаженнейшего Онуфрия, митрополита Киевского и всея Украины в Одесскую епархию состоялась хиротония архимандрита Сергия во епископа Болградского, викария Одесской епархии. Блаженнейшему Онуфрию сослужили 19 иерархов Украинской Православной Церкви.

В монастырском храме, кроме иконы «Благоуханный Цвет», находится и не менее почитаемый образ Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», на котором внизу написано, что  этот образ написан на средства граждан Измаила в 1891г. и является точной копией чудотворной иконы «Всех скорбящих Радосте». 

Есть много других икон и 3 ковчега с частицами мощей святых угодников Божиих.

Духовная и богослужебная жизнь обители совершается в соответствии с Уставом монастыря и архипастырским благословением правящего архиерея Высокопреосвященнейшего Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела.

Утро начинается, а вечер завершается монашеским правилом в храме, общим для монахов и послушников.

Утреннее правило начинается с молебна перед иконой  Божией Матери "Благоуханный Цвет" и святым равноапостольным царям Константину и Елене.

Ежедневно в будние дни совершается одна литургия, а по воскресным и праздничным дням совершаются две Божественные литургии.

После ранней литургии служится молебен перед чтимой иконой Божией Матери
"Всех скорбящих Радосте".

После второй (поздней) литургии служится молебен перед чудотворной иконой Божией Матери «Благоуханный Цвет» или перед иконой праздника.

Каждое воскресенье на вечерней службе пред  иконой Божией Матери «Благоуханный Цвет» совершается акафистное пение.

Каждый вторник перед Божественной литургией служится акафист святым равноапостольным царям Константину и Елене, а каждый четверг в это же время совершается водосвятный молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

По воскресным и праздничным дням в обители совершается чин о Панагии.

3 июня совершается престольный праздник в честь равноапостольных Константина и Елены, а 27 ноября совершается празднование в честь Измаильского образа иконы Божией Матери «Благоуханный Цвет».

В течение всего года по просьбе прихожан совершаются сорокадневные молебны с акафистами перед иконами Божией Матери и угодников Божиих.   

Напряженность настроений людей из-за нестабильной политической и тяжелой экономической ситуации в стране подогревается непрестанными сообщениями СМИ о гонениях на православных христиан теперь уже не только в западном мире, но и в Украине. Захват храмов УПЦ раскольниками, разрушение их в зоне военных действий показывают, что бесовское озверение некоторой части населения катастрофически возрастает, а значит, в любой момент может коснуться каждого. И нет надежды на помощь  человеческую, но только молитва к Богу и Его милосердие могут успокоить и защитить.

Страх перед возможными угрозами своей жизни  отвлекает людей от молитвы и внимания к своему душевному устроению и вынуждает пастырей и монашествующих снова и снова разъяснять им, что наша главная защита в уповании на Бога, на Его заступление, на молитву к Нему и Его угодникам.

И только неиссякаемая благодать Божия, заступничество Царицы Небесной и святых покровителей обители Константина и Елены, внимание, помощь и молитвы священноархимандрита обители Высокопреосвященнейшего Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела помогают братии выстоять во всех ниспосылаемых испытаниях и помогать всем, кто обращается к нам за помощью.

Но, невзирая ни на какие внешние трудности, с помощью Божией обитель наша продолжает благоустраиваться и благоукрашаться.

Ежедневные богослужения в храме позволяют прихожанам получать молитвенную помощь в любое удобное для них время.

Духовная и богослужебная жизнь обители совершается в соответствии с Уставом монастыря и архипастырским благословением правящего архиерея Высокопреосвященнейшего Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела.